Педагогическая деятельность берет начало с 1974 года в должности учителя истории и продолжалась в должностях заместителя директора и директора средней школы, заведующего районным отделом образования, начальником отдела Минобрнауки и продолжается заведующим кафедрой методологии обучения и воспитания ИПО КФУ; область научных исследований: теория и методика воспитания, социализация и индивидуализация личности школьника, компетентностный подход в образовании студентов-бакалавров педагогики, формирование профессиональной компетентности будущих педагогов.
Количество опубликованных работ: 453, из них монографий – 16, учебников для школ – 6, учебников для ВУЗов - 8, учебных пособий – 33.В образовательном процессе КФУ моя научная школа ориентируются на важнейший принцип теории университетского образования: единство преподавания, учения и исследования. Этот принцип реализуется в подготовленных учебниках и учебных пособиях нового поколения: «Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика», «Теория и методика воспитания», «Дидактика», «Практикум по общей педагогике», «Общая педагогика».
Эти учебники и пособия-практикумы, созданные в рамках гранта АН РТ, имеют гриф Минобрнауки РФ и РТ и рекомендованы для использования в образовательном процессе вузов, готовящих учителей. Они ориентированы на диалоговые технологии обучения и позволяют активизировать самостоятельную творческую работу студентов, развивать профессиональную направленность мышления будущих учителей, формировать их учебную деятельность, способствуют становлению будущих учителей как субъектов познавательной и исследовательской деятельности, развивают профессиональную рефлексию как важнейшую составляющую методологической культуры педагога.
Основными научными направлениями деятельности являются: проблемы воспитательного влияния коллектива на личность, включения обучаемых во внутриколлективную деятельность и отношения, организационно-педагогические аспекты функционирования ученического коллектива, в том числе организации ученического самоуправления, положения личности в структуре коллектива. Системный анализ соотношения процессов социализации в новых условиях гуманизации и демократизации современной школы; соотношение содержательного изменения общественных отношений и качественного своеобразия личности учащегося, взаимовлияние социализирующих функций общества и индивидуальных проявлений человека; диалектика развития и воспитания учащихся в условиях радикально изменившейся социально-экономической и политической ситуации современного российского общества; выполнение научно-исследовательских работ по программам Министерства образования и науки РФ и другим научным программам РФ, региональным научным программам, международным научным программам; налаживание научных контактов и научно-технического сотрудничества с учебными и научными учреждениями России, ближнего и дальнего зарубежья; практическая апробация и внедрение полученных результатов в практику деятельности учебных заведений; содействие подготовке студентов по направлениям работы ИПО КФУ; содействие в повышении квалификации научных и научно-педагогических кадров; внедрение полученных результатов в учебный процесс по направлениям подготовки студентов; приобщение талантливых студентов, обучающихся по соответствующим специальностям, к научным исследованиям на ранних стадиях обучения.
Педагогический стаж (ППС) в ВУЗе: |
Научно-педагогический стаж: |
Общий стаж: |
Непрерывный в КФУ: |