Исследована символистская критика не только как отдельные высказывания о литературе, дополняющие художественное творчество, но и как особую целостность, литературно-критическую стратегию, что позволяет говорить о направлении писательской критики конца XIX – начала ХХ веков.
2. Вопрос о генезисе критики рассмотрен в рамках проблем переходности в литературно-критическом процессе. Для зарождения и формирования символистской критики характерна исходная ситуация асинхронного развития критики и литературы, когда обнаруживается разрыв между критико-эстетической мыслью и достижениями литературы.
3. Установка на переоценку характера национальной критики и ориентация на европейское направление критического мышления позволяют выявить различные формы преемственности в символизме. С одной стороны, символистская критика «впитывала» формирующиеся западноевропейские концепции субъективной критики, антипозитивистские тенденции, идеи западного эстетизма, романтические традиции. Другим «полюсом» влияний на символистов оказывалась «память» русской критики, ставшая весомой составной частью их культурного опыта(традиции отечественной писательской критики, принципы эстетической, «органической» критики, диалог-спор с традициями Белинского, Добролюбова, Писарева, Михайловского). В притяжении к «далеким» и даже «чуждым» критикам проявлялся своеобразный «парадокс» их литературно-критической деятельности.
4. Понятием «символистская критика» охватывается несколько взаимосвязанных подходов к литературе, соответствующих течениям филологической (эстетической), философско-публицистической, импрессионистской и психологической критики. Ведущим принципом символистских «текстов» о литературе стал принцип символизации, распространяемый на критику в целом (критерии поиска символов в литературе, интерпретация с позиций символизма предшествующей и современной литературы, поэтика статей, во многом родственная поэтике художественных текстов). С пониманием символистами критики как творчества связывается усиление смысловой и структурной значимости художественных элементов, соответствие стилевого облика критических статей и художественной прозы. Ориентируясь на тип высокообразованного читателя, символисты учитывают его ожидания и запросы, вводят стиховедческий и стилистический анализ в структуру статей, обращаются к научным традициям.
5. На материале различных репрезентативных образцов критических статей символистов рассмотрена система жанров символистской критики, выявлено, как через поэтику и прагматику манифестов, статей-трактатов, предисловий, рецензий, параллелей, портретов, обозрений, циклов, книг статей выстраивалась их литературно-критическая стратегия. В статьях символистов, по сравнению со сложившимся в русской критике традиционным типом критической статьи, сменились структурные элементы: от «действительности» к литературе, к постижению художественной структуры, личности писателя.
Теоретическая значимость исследования: оно уточняет понятие «символистская критика», ее специфические черты, особенности жанровой системы. Материалы диссертации могут быть положены в качестве теоретической основы для исследования специфики писательской критики, взаимодействия критики и литературы, проблем поэтики критического творчества.