Программа реализуется в эти дни в формате межуниверситетской профориентационной академической мобильности.
Первый этап программы проходит на площадке МГИМО МИД России С 11 по 15 мая. За эти дни студенты КФУ ознакомятся со стратегией развития Института международных отношений МГИМО – ведущего научно-исследовательского подразделения университета. В ее основе лежит дорожная карта по изучению международных проблем, которые оказывают влияние на национальные интересы России. Они примут участие в лаборатории анализа международных процессов, познакомятся с подходами к адаптации современных цифровых технологий к международной тематике. Кроме того, освоят метод прогнозирования «картирование будущего», проведут анализ стратегии США в международных кризисах, а также анализ политического медиатекста. В рамках последнего произойдет обмен опытом между ИМИ МГИМО и НИЛ «Ситуационный центр мониторинга глобальной и региональной безопасности» ИМО КФУ.
Помимо этого, их ознакомят с нюансами организации практики и стажировки студентов в МГИМО, разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий, подходом университета к формированию профессиональных компетенций у обучающихся, опытом и практикой взаимодействия с государственными и коммерческими организациями. Также для студентов КФУ проведут презентацию языковых компетенций в зависимости от региона специализации. А еще на повестку дня будут вынесены особенности трудоустройства после пандемии и новые компетенции специалистов в области дипломатии.
Аналогичный обмен опытом на базе КФУ для студентов МГИМО пройдет в рамках второго этапа программы – с 16 по 20 мая.
«По существу это программа научно-образовательной дипломатии, которая может быть интересной многим университетам как России, так и других стран. Мы понимаем, что система образовательной подготовки в сфере дипломатии, мировой политики, международных отношений, международного права не может быть выстроена «с нуля». Она должна опираться на традиции вуза, а также на поддержку такого флагмана в сфере подготовки международников, которым по праву является МГИМО, - подчеркнул координатор программы, заведующий кафедрой международных отношений, мировой политики и дипломатии КФУ Валерий Летяев. – И такую весомую поддержку Казанский университет впервые ощутил чуть более четверти века назад, в 1994 году, когда была возобновлена в Казани подготовка специалистов в сфере международных отношений при непосредственном личном участии ректора Анатолия Васильевича Торкунова и первого проректора в те времена Ивана Георгиевича Тюлина».
Напомним, подготовка дипломатов-международников в Казани в 1994 году не началась, она возобновилась. Эти традиции были заложены еще 1804 году, когда идеей основания Императорского университета в Казани стала необходимость распространять просвещение на востоке России. Отсюда тогда возникла и его миссия - способствовать взаимодействию народов, благодаря своему уникальному положению между Европой и Азией. В Казани быстро сложилась одна из самых сильных школ востоковедения. В 1807 году была образована первая в России кафедра восточных языков, затем кафедры: турецко-татарской словесности, арабо-персидской словесности, первая в России кафедра китайской словесности, армянской словесности, санскрита, первая в мире кафедра монголоведения, кафедра калмыцкого языка. Все это именовалось Восточный разряд Казанского университета. После перевода Восточного разряда в Петербургский университет в 1850-е годы Казанский университет как центр подготовки дипломатов-востоковедов потерял свое значение.
«После возобновления подготовки международников МГИМО МИД России поддержал университет учебно-методическим обеспечением и предоставил возможность для стажировок преподавателей. На протяжении многих лет МИД России содействовал прохождению студентами производственной практики, что приобщало их к корпоративным ценностям дипломатических работников. После практики многие студенты успешно сдавали вступительные испытания в МИД и зачислялись в его штат. За четверть века принципы, которые были заложены в основу подготовки международников, не только сохранились, но и приумножаются. И сейчас наша работа призвана отвечать вызовам времени», - обозначил Летяев.
С тех пор возможности КФУ значительно выросли, и университет готов к тому, чтобы в кооперации с МГИМО решать остро стоящие задачи. Многое вузы уже давно делают совместно: подготовка в области энергетической дипломатии, моделирование работы ООН, ЮНЕСКО, ОИС, проведение крупных международных форумов.
Вместе с тем за эти годы возникло и своеобразие подходов в КФУ. Так, например, Казанский университет при поддержке руководства Республики Татарстан вносит вклад в проекты в области укрепления регионального компонента во внешнеполитической и экономической деятельности России, задействует для поддержки экономической деятельности Республики свои зарубежные представительства. Этот опыт в прошлом году был представлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке и в Женеве.
«Мы становимся интегрированы в те процессы, которые сегодня курируют и координируют ООН и ЮНЕСКО в России, в том числе и в Татарстане, тесно взаимодействуем не только с ЮНЕСКО, но и с ИКОМОС, ИКРОМ. Открыта магистерская программа для международников по управлению культурным наследием, аналогов которой в России нет. Здесь отрабатываются компетенции в сфере международного менеджмента на объектах всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это и новые soft skills-модели в подготовке юристов-международников: в сфере международной защиты прав человека, исследования региональных моделей международно-правового регулирования научно-исследовательских пространств в регионах Европы и Евразии, международно-правового регулирования труда на региональном уровне, компетенции в сфере международного бизнес-права. Этими и другими компетенциями мы готовы поделиться со студентами МГИМО: в соединении в данном случае образовательного компонента, проектной работы, коммуникации студентов друг с другом, обмен видением будущей профессии с работодателями и выпускниками», - пояснил координатор программы научно-образовательной дипломатии.
По его словам, Болонский процесс предоставил широкие возможности в сфере академической мобильности для российских студентов - в университеты всего мира. Но в условиях пандемии ситуация радикально изменилась. Границы закрыты. Поэтому родилась идея инициировать программу внутрироссийской мобильности. Но не просто как традиционной академической мобильности, а как мобильности, сочетающей в себе новый компонент: содействие студентам в их профессиональной ориентации на современный рынок труда, на запросы работодателей.
«Мы исходим из того, что конкурентными преимуществами может стать учет не только универсальных подходов в подготовке студентов, но и особенных, основанных на традициях и практиках конкретного университета, в которых проявляется его идентичность и потенциал региона его нахождения и роста. И в кооперации мы смогли бы помочь нашим студентам еще во время учебы грамотно выстроить свою профессиональную траекторию. На это и сориентирована эта межуниверситетская Программа, поддержанная ректоратом МГИМО и руководством КФУ», - резюмировал Летяев.