Как Вы относитесь к благотворительным фондам?
Большая часть жителей России ответит вероятнее всего так: «Мошенники, пользующиеся доверчивостью простых людей».
На Западе таких проблем нет, отношение к благотворительности и фондам совсем иное, а в России действительно привыкли относится к подобным организациям с недоверием. Люди считают, что прикрываясь помощью больным людям, бессовестные мошенники набивают себе карманы.
И, к сожалению, зачастую это правда.
Очень часто мошенники организуют сбор средств для помощи конкретному тяжелобольному человеку – взрослому или ребенку. При этом жертвователь не может никаким образом отследить судьбу своего пожертвования, т.к. никакой отчетности у таких жуликов нет, они действительно могут себе купить на собранные деньги новую машину.
С легальными фондами некоммерческими или коммерческими дела обстоят совсем иначе. Конечно, часто тоже организовывается сбор средств для конкретных людей. В нашей стране, к сожалению, другого выхода пока не существует. Но! И это важно.
Фонды всегда отчитываются не только перед жертвователями, но и перед вышестоящими организациями, которые контролируют их деятельность. Поэтому тут все прозрачно – собранные средства идут либо на лечение и реабилитацию тяжелобольных детей и взрослых, либо на развитие инфраструктурных проектов, например, на строительство реабилитационных центров, больниц и т.п.
Человеку, который хочет совершить пожертвование, надо в первую очередь ознакомится с деятельностью фонда, проверить все реквизиты, убедиться в том, что его деньги действительно пойдут на благое дело.
Краудфандинг в России
В последнее время в России потихоньку начинает набирать обороты, так называемый краудфандинг – перевод средств с помощью электронных кошельков, банковских интернет-переводов и смс-отчислений частными лицами. Именно такие пожертвования дадут благотворительности в России возможность развиваться.
Пожертвования от частных лиц не велики, 50-100 рублей, но Россия огромная страна с большим населением, в одной только Москве проживает более 12 млн. человек, в Санкт-Петербурге более 5 млн. И если только половина населения этих двух городов каждый месяц будет отчислять на благотворительность по 100 рублей. Получится 750 млн. рублей каждый месяц. Это огромная сумма, на которую можно не просто вылечить конкретного человека, а выстроить целые программы для лечения и реабилитации многих тяжелобольных людей.
Как раз так происходит в западных странах, у них в принципе не бывает такого, чтобы средства собирались для помощи одному человеку. Там совершенно иная идеология, обычные люди добровольно отчисляют небольшую сумму денег каждый месяц в ту или иную благотворительную организацию. И если возникает необходимость помочь, скажем, тяжелобольному ребенку, помощь оказывается, при этом никто не ждет по несколько месяцев сбора какой-то астрономической суммы. Больного просто включают в программу лечения или реабилитации.
Возможно, для обычного россиянина будет звучать дико, но существует даже международный благотворительный фонд, помогающий осуществлять желания смертельно больным детям. Его название Make-A-Wish Foundation. Родственники ребенка, его друзья или он сам подают заявку в фонд и если нет медицинских противопоказаний, то желание исполняется. Это может быть почти все, что угодно, к примеру, поездка в Дисней Лэнд или вообще в другую страну, встреча с кумиром...
Понятное дело, чтобы осуществить одни мечты не требуется много денег, а для некоторых нужны немаленькие суммы. Но, поверьте, американцы и европейцы совершенно спокойно
относятся к тому, что их пожертвования будут использованы для осуществления мечты ребенка, которому может быть осталось жить всего неделю и никакое лечение ему уже не поможет. А радость, которую он испытает от исполнения своего желания невозможно.
Почему важно развивать инфраструктурные проекты благотворительных фондов? У сотрудников и волонтеров российских благотворительных фондов не такая уж простая работа – ежедневное общение с тяжелобольными людьми и их родственниками, которым приходится объяснять, что в этом месяце помочь им нет возможности, что на той неделе были пожертвования, а сейчас нет. Это крайне сложный выбор – кому помочь сегодня, а кому – завтра. Ведь может оказаться так, что выбор окажется неверным... и один день окажется фатальным в судьбе человека...
И именно поэтому небольшие пожертвования от частных лиц – это во многом спасение благотворительности и подспорье для развития инфраструктурных проектов, которые в дальнейшем дадут возможность не собирать средства для отдельных людей, а сразу же включать их в программы помощи. Ведь если такие пожертвования будут регулярными и стабильными, то не будет такой проблемы, как выбор. Не нужно будет думать, а придут ли хоть какие-то деньги или нет.
Государство не оказывает поддержки
Бывает, что организации жертвуют крупные суммы денег. Такие взносы позволяют сразу же приобрести, допустим, целую партию вертикализаторов для детей с ДЦП. Но сегодня юридическое лицо сделало перевод, а в следующем месяце может и не сделать, т.к. в нашей стране все зыбко и не надежно, и может оказаться так, что у фирмы не будет средств для участия в благотворительности. К тому же как крупному, так и среднему бизнесу благотворительность совершенно не дает каких-либо преимуществ, за исключением, разве, что чувства выполненного долга перед обществом. Но для директора компании – не это главное... В России не предусмотрены какие-либо льготы для юридических лиц, осуществляющих пожертвования. А имей бы место такие льготы, то и количество переводов от организаций значительно возросло.
Подобными вопросами должно заниматься государство, а ему это не выгодно... В последнее время все происходит наоборот, вместо помощи, благотворительным фондам выстраиваются все новые и новые барьеры и препятствия. Один только закон по ограничению интернет-платежей сыграл нехорошую службу в деятельности фондов. Очень многие проекты потерпели неудачу в связи с этим, т.к. люди просто не захотели из-за нововведений осуществлять интернет- и смс-платежи.
Так, например, полномасштабная акция по информированию проекта с целью привлечения средств к слепым и слабовидящим сиротам, живущим в интернатах, Благотворительного фонда «Радость детства» не дала результатов, которые возлагались на нее изначально, потому что многие отказались иметь интернет-деньги во избежание
Вот и получается, что государство оказывает медвежью услугу даже не фондам, а в первую очередь людям, страдающим тяжелыми, порой неизлечимыми недугами. И становится ясно, что ждать помощи от него не имеет смысла, а надеяться можно только на небезразличие обычных россиян, которые смогут своими пожертвованиями поддержать благотворительность в России.