Алексей Малеев: «Запросы рынка изменились»
Как России удается готовить лучшие кадры IT-индустрии
О том, как изменились запросы рынка по подбору ИТ-специалистов, как олимпиадное движение в России помогает готовить востребованные кадры, как новые форматы образовательных программ вузов с индустриальными компаниями способствуют освоению студентами актуальных цифровых навыков и как совместная инициатива МФТИ и региональных вузов в области спортивного программирования повлияет на увеличение количества профессионалов высокого класса для ИТ-индустрии, в своей колонке для Indicator.Ru рассказал проректор по международным программам и цифровым инновациям МФТИ, основатель Moscow Workshops и олимпиадных школ МФТИ Алексей Малеев.
Никакой сложности в программировании нет, им можно начать заниматься в любом возрасте. Тем, кто не занимался в школе программированием совсем, может быть психологически сложно связать свой путь с этим в студенчестве. Абитуриент думает, что это сложная специальность и он не сможет догнать более опытных сверстников. Эту установку важно развенчивать, больше популяризировать информационные технологии, включать базовую информатику в начальную и среднюю школу.
Есть примеры, когда люди начинают программировать после окончания университета и успешно вливаются в эту отрасль, добиваясь успехов в ИТ-компаниях. Скажем, Яндекс проводит «Школу анализа данных», образовательный курс исключительно для «элитных» разработчиков в области анализа данных, это пример новой магистратуры, куда приходят люди абсолютно разного возраста, пола и бэкграунда.
Потребности IT-компаний в кадрах
Перед системой образования в области информационных технологий сегодня стоит непростая задача: как обеспечить учебные заведения достаточным количеством высококвалифицированных преподавателей. Практически по всему миру в среднем заработная плата в ИТ-сфере выше, чем в академической, за исключением Сингапура, где обратная ситуация, — из того, что я видел. Такой денежный соблазн перетягивает кадры из образовательных учреждений в индустрию. «Система Физтеха» позволяет эту проблему частично решить. МФТИ состоит из базовых кафедр, на которых работают практикующие специалисты из базовых организаций, находящиеся на переднем краю науки, что дает возможность студентам учиться на задачах, приближенных к проблемам активно функционирующих отраслей.
Многие преподаватели — штатные профессиональные разработчики ведущих ИТ-компаний, которые приходят к нам на несколько часов. У подобной модели есть, конечно, две стороны медали. С одной стороны, это непрофессиональные педагоги. Их основное место работы — технологические компании. С другой стороны, они стоят очень близко к фронту разработки. Это высокие профессионалы своего дела, что очень хорошо для студентов, потому что у них есть прямой контакт с разработчиками. Компании несут, в общем-то, большие издержки, связанные с отвлечением ключевых людей на преподавание, но в то же время для индустрии это очень хороший инструмент подпитки кадрами. Приходящие из индустрии преподаватели учат студентов, начиная с первого курса. Они знают, кто что может. Понимают, кто, например, к какой компании более лоялен, кому больше интересно поисковую машину разрабатывать, а кому беспилотные автомобили.
Такое тесное взаимодействие студентов со специалистами из индустрии в лице их преподавателей позволяет учащимся уже во время учебы погрузиться в специфику определенной сферы и компаний в частности. В свою очередь, это способствует тому, что студенты, зная проблемы и потребности некоторых компаний, могут выступить с предложениями по их решению и без труда влиться в работу организации при стажировке или трудоустройстве.
В МФТИ мы работаем с компаниями и в других форматах, например дополнительного образования. Программы, которые мы запускаем, доступны всем студентам Физтеха, вне зависимости от Физтех-школы им предлагают знания, которые не представлены в основных программах университета. Вместе с Mail.Ru Group уже четыре года работает проект «Технотрек», в котором студенты изучают мобильную разработку вместе с преподавателями Физтеха и сотрудниками компании. Уже с первого отборочного тура программы конкурс был не менее пяти человек на место. В основной программе — 8 обязательных курсов и еще 3–5 курсов по выбору в рамках открытой программы. Мы выпустили уже 40 студентов, а открытые курсы прослушали более 350 студентов. В Mail.ru Group после этой программы стажировку прошли 46 студентов за четыре года.
В 2019 году мы запустили англоязычный образовательный курс по компьютерному зрению для наших студентов совместно с компанией Huawei. В нем приняли участие 70 человек. Дополнительно эксперты компании читали открытые лекции на тему искусственного интеллекта, а лучшие студенты получили стипендиальную поддержку. Студентов больше всего интересовали самые последние прорывные технологии в области анализа и обработки изображений с помощью искусственного интеллекта, над которыми усердно работает компания. Для них это возможность поставить себе очень высокую планку в исследованиях, понять, в каком направлении развиваются новые технологии.
Наш Центр развития ИТ-образования сотрудничает с лидерами IT-индустрии, которые, в свою очередь, «подпитываются» талантливыми кадрами из ведущих российских университетов. Нас поддерживают Яндекс, МегаФон, Райффайзенбанк, 1С, Acronis, Mail.Ru Group, Сбербанк, SkyEng и другие. И с каждой компанией — свой формат взаимодействия в зависимости от их потребностей.
Разные мероприятия позволяют студентам и компаниям находить друг друга. Сегодня корпорации заинтересованы приглашать молодых специалистов и стажеров не только из студентов, но и талантливых школьников. Для этого они организуют мероприятия совместно с техническими вузами страны и отслеживают победителей всероссийских и международных соревнований в области программирования. Это дает возможность способным ребятам презентовать себя индустрии, освоить новые профессиональные навыки и компетенции, если, например, компания предлагает свои кейсы в качестве основы для задач на соревнованиях. Мы внедряли проблематику компаний в проблем-сетах международного студенческого фестиваля по спортивному программированию MosCode. В 2020 году он будет расширен до всероссийского фестиваля по искусственному интеллекту и спортивному программированию RuCode, который МФТИ организует с Фондом развития Физтех-школ при поддержке Фонда президентских грантов.
В марте мы открыли бесплатный онлайн-курс в рамках RuCode для тех, кто имеет базовые навыки программирования и хочет научиться решать алгоритмические задачи, познакомиться с теорией чисел, динамическим программированием и теорией графов. В апреле мы проведем отбор и предложим студентам пройти очное обучение в формате трехдневных интенсивов. В конце апреля по всей стране пройдут чемпионаты RuCode. К организации уже присоединились коллеги из Владивостока, Екатеринбурга, Ижевска, Иркутска, Казани, Красноярска, Новосибирска, Перми, Саратова и Читы. Победители региональных фестивалей RuCode будут приглашены за счет организаторов в Москву в качестве гостей на финал студенческого чемпионата мира по программированию ICPC.
А уже в сентябре 2020 года мы совместно с Университетом НТИ «20.35» планируем дать возможность талантам из регионов проявить себя и получить уникальные навыки в программировании и для этой цели хотим организовать проект «Сеть интенсивов для подготовки IT-талантов». В перспективе пяти лет проект позволит обеспечить Россию более чем 105 тысячами специалистов с познаниями в области алгоритмического программирования, которые умеют нестандартно решать задачи в области Computer Science. Преподавателями выступят лучшие тренеры в этой области, например из международного образовательного проекта Moscow Workshops Олег Христенко, Михаил Тихомиров и Филипп Рухович.
Запросы рынка по подбору ИТ-специалистов сегодня изменились, так как многие задачи решаются путем автоматизации процессов. Например, современные ведущие банки стремятся быть не просто финансовыми организациями, а перенимать лучшие ИТ-решения, становясь высокотехнологичными компаниями. Машиностроение сейчас включает большое количество ИТ-подходов по созданию цифровых моделей, цифровых двойников, что существенно ускоряет и удешевляет производство. И данная тенденция актуальна для любой отрасли. Крупные ритейлеры активно развивают программы лояльности, и мы легко передаем им свои персональные данные, они копятся, появляется возможность их обрабатывать и, например, предлагать таргетированные услуги.
Так и подходы к ИТ-образованию меняются значительно быстрее, чем в остальных областях. Например, если в начале 2000-х годов была востребована разработка на языке программирования Java, то сейчас уже многие ИТ-специалисты применяют его в работе, и требуются специалисты по машинному обучению. ИТ-специалистам постоянно необходимо держать руку на пульсе, доучиваться или переучиваться, конкурировать с молодыми профессионалами.
Вузы и олимпиадное движение как кузница кадров
Вузы по-прежнему выполняют функцию социализации, формирования первичных профессиональных связей. Постоянное взаимодействие во время учебы позволяет студентам совместно создавать новые компании, запускать стартапы, привлекать друг друга в проекты.
Наши выпускники работают и в лидирующих ИТ-компаниях. Например, Антон Слесарев возглавляет в «Яндексе» направление беспилотных автомобилей, которое отвечает за то, что работает внутри такого транспорта, и за алгоритмы, которые готовят машины к поездке. Беспилотные автомобили как новая технология основана на базе искусственного интеллекта с самостоятельным алгоритмом обучения. Я уверен, что в скором времени все автомобили будут исключительно автономные, когда достаточно указать адрес в навигаторе и транспорт проследует по заявленному маршруту.
Сегодня ИТ-образование в России одно из лучших, мы видим успехи россиян на международном уровне. Например, стартап AI Factory, основанный в 2018 году Александром Машрабовым (МФТИ), Григорием Ткаченко (Университет ИТМО) и Виктором Шабуровым (СПбГУ), который недавно купила американская компания Snap, владелец мессенджера Snapchat, за 166 млн долларов (по данным статьи VC.ru). Александр Машрабов и Иван Бабанин — выпускники МФТИ и во время учебы достигли выдающихся успехов в спортивном программировании и активно тренировались в международном образовательном проекте Moscow Workshops, зародившемся на кампусе МФТИ. Александр выходил в финал самого популярного чемпионата мира по программированию ICPC (International Collegiate Programming Contest) дважды — в 2014 и 2016 году.
В России очень развита сеть школьных и студенческих олимпиад по программированию, что отчасти объясняет выдающиеся успехи России. Вообще, в состязательном формате элемент соперничества позволяет глубже вовлекаться в сферу знаний. С 2000 года на чемпионате мира по программированию российские студенты завоевали 33 золота, Китай, для сравнения, — всего 13, все страны Европы — 12, США — 7. Среди российских вузов семь раз чемпионский титул ICPC завоевывали команды Университета ИТМО, четыре раза — команды СПбГУ, дважды, в 2018 и 2019, — МГУ им. М. В. Ломоносова, яркая победа была у Саратовского государственного университета в 2006 году. Во многом благодаря успехам российских ребят на соревнованиях, в 2020 году впервые право принимать Финал ICPC в Москве было передано МФТИ. Эти победы отметил и президент России. На недавнем совместном заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию Владимир Путин пообещал в ближайшее время увеличить размер поддержки молодых талантов за достижение творческих, научных результатов.
Например, мы видим, что школьники из Москвы и Санкт-Петербурга показывают сегодня объективно более высокие результаты, чем ребята из других регионов. С одной стороны, это означает, что у школьников из столичных городов больше возможностей оказаться у хорошего преподавателя, который зажжет в них интерес к наукам и программированию в частности. С другой стороны, я уверен, что талантливые дети рождаются равномерно по всей стране.
Первым в нашей стране сеть региональных соревнований по спортивному программированию начал выстраивать Университет ИТМО. МФТИ был организатором четвертьфиналов ICPC в Московском регионе, а с 2012 года мы начали проект Moscow Workshops, чтобы дать возможность талантливым ребятам проявить себя на соревнованиях по спортивному программированию, обрести знания в области алгоритмов и умения быстро решать проблемы.
В проекте Moscow Workshops мы сделали акцент на интенсивной подготовке с сильнейшими тренерами в области алгоритмического программирования и возможности путешествовать. Проект включает в себя онлайн-программы, лагеря для школьников, чемпионаты, но ключевой формат среди них – это короткие тренировочные сборы. Мы организуем восьмидневные программы в разных странах, в прошлом году было десять точек проведения: Пекин, Маскат (Оман), Владивосток, Гродно (Беларусь), Сингапур, Рига, Бишкек, Иркутск и дважды в Москве на кампусе МФТИ. За восемь лет мы уже обучили три тысячи студентов из 239 университетов мира 58 стран, включая университеты Лиги плюща, Пекинского университета, Массачусетского технологического инcтитута, École Polytechnique.
Краткосрочный формат программы имеет преимущества, поскольку позволяет гибко подходить к получению новых знаний и брать от занятий то, что нужно. На несколько дней проще пригласить для проведения занятий высоко востребованного преподавателя из индустрии. Студент тоже не выпадает из учебного процесса надолго. Плюс — это международное сообщество, уникальная возможность познакомиться с сильными студентами из других стран, посмотреть их подход, завязать общение.
Сейчас и вузовскую систему образования хотят сделать более гибкой. Буквально в конце января Владимир Путин поручил правительству РФ предусмотреть для студентов вузов возможность выбора направления подготовки, начиная с третьего года обучения. Ведь сейчас многие поступают в вуз из-за внешнего давления: родители так сказали, в армию не хочет, диплом нужен. И приходится четыре или шесть лет учиться по специальности, которая не интересна. А вот когда студент может менять вектор своего обучения, добирать недостающие или особенно интересующие темы в других проектах – это может способствовать появлению увлеченных специалистов с уникальными навыками.
Со школьной скамьи
За талантливыми программистами компании начинают охоту уже со школы, если видят выдающиеся результаты, например, на международной олимпиаде школьников по точным предметам. Мы знаем, что школьники работают и стажируются во ВКонтакте, Тинькоффбанке, Яндексе. Работодатель старается заслужить лояльность и готов вкладываться в своего юного сотрудника, потому что уже на старших курсах университета, если он продолжит свое развитие, ему будут открыты двери всех компаний мира.
На базе МФТИ с 2018 года проходит подготовка национальной сборной на международную олимпиаду школьников по информатике (IOI). По итогам всероссийского отбора и других заслуг выбирают лучших, они дважды в год приезжают на тренировочные сборы в МФТИ, в результате четверо из них представляют страну на IOI. Один из них, Егор Лифарь, ученик десятого класса, выиграл уже три медали олимпиады и готовится к следующей, параллельно стажируясь в Яндексе. Первую медаль он получил, окончив седьмой класс, соревнуясь с выпускниками на 5–6 лет его старше, так как в других странах люди на год или два позже заканчивают обучение в школах. В 2019 году российская сборная стала единственной командой, завоевавшей четыре золота IOI, проходившей в Баку. Это результат упорной работы талантливых учителей в регионах нашей страны.
В основном школьники, победившие на международных олимпиадах по информатике, продолжают в студенчестве соревноваться на чемпионатах по спортивному программированию. Поскольку олимпиадная среда сегодня — это сфера с повышенной сложностью задач, то место в рейтинге IOI и ICPC много говорит о подготовке человека, и для работодателя это огромный бонус.