В первый день весны, 1 марта, на базе Института физики Казанского федерального университета состоялся семинар для кураторов академических групп КФУ по теме «Воспитательная работа – неотъемлемое составляющее звено образовательного процесса Института физики», организаторами которого выступили Департамент по молодежной политике, социальным вопросам и развитию системы физкультурно-спортивного воспитания КФУ и Институт физики.
Открыл программу выступлений проректор по социальной и воспитательной работе КФУ Ариф Межведилов, отметив ряд положительных изменений в воспитательной деятельности. В стенах Alma mater сохранена традиционная культура наставничества, благодаря активному участию в воспитательном процессе руководства университета, всего педагогического состава и самого студенчества. Все подразделения КФУ вовлечены как в образовательную, так и воспитательную деятельность. «Мы должны делать все, чтобы студенты любили Казанский федеральный университет и прославляли его в самых разных сферах за его пределами. И победа КФУ в 2017 году в городе Санкт-Петербург на очном этапе Всероссийского конкурса на лучшую модель студенческого самоуправления и воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования стала возможной только благодаря совместной работе всего коллектива университета и органов студенческого самоуправления при поддержке ректора КФУ Ильшата Гафурова. Спасибо за ваш труд, за ваши заслуги – наша деятельность важна и как никогда нужна каждому студенту Казанского федерального университета!»
Также с приветственным словом выступил директор Института физики Сергей Никитин, который подтвердил, что имея большую историю, институт кураторства на протяжении многих лет является соединительным элементом между студентами и руководством вуза, и отметил необходимость приучить студентов обращаться по самым разноплановым вопросам и проблемам к кураторам групп, которые, несмотря на время суток, придут на помощь и помогут в их решении.
Директор Департамента по молодежной политике КФУ Юлия Виноградова отметила положительные результаты в работе кураторов академических групп со студентами и администрацией университета. «Стоит отметить, что институт кураторства – система, которая должна развиваться в каждом подразделении нашего университета. Работа кураторов дает возможность понять проблемы студентов, помогает им адаптироваться к образовательному процессу, сформировать в рамках академической группы коллектив единомышленников, создает условия для раскрытия творческого потенциала и лидерских качеств обучающихся. Уже у студентов первого курса необходимо формировать их гражданскую позицию и зарождать в них чувство патриотизма, любви к своей стране, ее истории, родному краю, университету. Отдельно прошу обратить внимание каждого из присутствующих на мероприятия, которые объединяют студенчество всего университета. Среди таких Ежегодный фестиваль «Студенческая весна», «Студенческий марш Победы», конкурс «Лучшая академическая группа», Ежегодный фестиваль «Интеллектуальная весна», Спартакиада студентов и аспирантов КФУ, конкурс «Студенческий лидер КФУ» и многие другие.
Алсу Сахбиева, заместитель директора по социальной и воспитательной работе Института физики КФУ, рассказала присутствующим об организации воспитательной и социальной работы со студентами Института физики, где с более 100 студентами ведется слаженная работа по взаимодействию и по теме учебы, и по части воспитательной деятельности. «Воспитательная работа – та часть деятельности педагогического состава, которая направлена на развитие личности и позволяет ребятам совершенствоваться, а после окончания вуза находить себя на рынке труда. Работа кураторов в Институте физики проводится со студентами как индивидуально, так и коллективно, а помогает нам в этом Студенческий совет института, которые активно работает с кураторами при организации мероприятий, досуга и всей внеучебной деятельности студентов».
Выступление куратора группы 06-711 Татьяны Кропотовой позволило присутствующим изучить формы и методы создания сплоченного коллектива студенческой группы. По мнению Татьяны Владимировны, куратор должен помогать студентам с самого первого дня поступления адаптироваться к новым условиям жизни в крупном студенческом коллективе. А главная заслуга куратора – помощь студентам в достижении высшего уровня развития и функционировании академических групп. Экскурсионные поездки и участие на мероприятиях позволят ребятам сплотиться и объединиться в дружную семью студентов КФУ.
«Начало пути студента в научной деятельности: особенности работы куратора на старших курсах Института физики» - именно с такой темой доклада выступила Ирина Владимировна Романова, куратор группы 06-511, отметив особенности учебного процесса у старшекурсников. Как должно происходить распределение по кафедрам, выбираться темы выпускных квалификационных работ и производиться работа с научными руководителями – рассказывают кураторы групп обучающимся, проводя с ребятами доверительные беседы.
Валерия Алилекова, председатель студенческого профбюро Института физики, наглядно показала и рассказала о роли органов студенческого самоуправления в реализации молодежной политики Института физики, четком плане деятельности Студенческого совета на предстоящий семестр и их помощи в организации внутреинститутских и внешнеинститутских мероприятий.
Юлия Булатова, заместитель директора обсерватории имени Энгельгардта, выступила с докладом на тему «Астрономическая обсерватория и планетарий КФУ», рассказав о деятельности планетария, проводимых программах в рамках экскурсионной деятельности как для студентов и дошкольников, так и для иностранных студентов КФУ. Приглашая академические группы посетить обсерваторию имени Энгельгардта, Юлия Станиславовна пообещала всем пришедшим увлекательное времяпрепровождение, которое заинтересует каждого и поможет устранить все пробелы в знаниях во время общения с лекторами-астрономами.
С завершающим словом выступил Ариф Магидинович, отметив, что вся информация об образовательно-воспитательной деятельности Института физики заслуживает особого внимания, а также использования ее методик и практик в работе. Также Ариф Магидинович напомнил, что каждый институт уникален по-своему, но именно общие цели, задачи и желание работать и развиваться на благо вуза объединяют всё университетское сообщество в одну большую и дружную семью Казанского федерального университета.