Скоро в столице республики деятели церкви, представители интеллигенции, власти и просто православные люди соберутся на IV Форум православной общественности, чтобы обменяться мнениями, обсудить важнейшие вопросы развития православия в Татарстане.
В преддверии форума мы беседуем с директором Института социально- философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, членом-корреспондентом Академии наук Республики Татарстан, доктором философских наук, профессором Михаилом Щелкуновым о пути Татарстана в становлении гражданского общества и о религии, как важнейшей его составляющей.
Три важнейших направления
— Михаил Дмитриевич, в Татарстане уделяется серьёзное внимание проблемам традиционных религиозных конфессий. Важность этой работы предельно ясна, но хотелось бы услышать мнение о процессе возрождения религии, церкви от вас — представителя академической науки.
— Есть такой основополагающий документ — «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», в нём в числе важнейших поставлена задача обеспечения гражданского мира и межнационального согласия. Её решение начинается с укрепления духовно-нравственной целостности личности, постижения основополагающих нравственных ценностей, изучения духовно-исторического наследия, как носителя этих ценностей. А в этом деле без участия церкви не обойтись.
Да, можно по-разному относиться к истории религии и церкви, но с одним фактом нельзя не согласиться: церковь, традиционные религиозные конфессии выполняют огромную воспитательную миссию, сохраняя и защищая в наш рыночный, потребительский, далёкий от гуманизма век вечные человеческие ценности.
Думаю, вы со мной согласитесь, что можно долго и красиво рассказывать с трибуны людям о милосердии, самопожертвовании, любви к ближнему, но это не заменит глубокого чувства непосредственного постижения этих истин, которое человек получает в храме. Десять минут пребывания в Соборе Казанской иконы Божией Матери воздействуют на сознание человека не меньше, чем самое красноречивое выступление лектора в аудитории.
— Главная мысль понятна. А если перейти к форуму, какие основные вопросы прозвучат, что будет обсуждаться?
— Форум православной общественности Татарстана проводится уже в четвёртый раз и по своей форме отличается от научного конгресса или конференции отсутствием жёстко установленной повестки. Традиционно обсуждаются три направления — социальная миссия православия, работа с молодёжью и об
разование. Что касается содержания, то могу сказать, что год от года, от форума к форуму, становится всё меньше формального, протокольного, всё больше конструктивного, открытого обсуждения, всё больше принимается реальных решений, генерируется полезных идей.
Религия и наука. Общие задачи
— Михаил Дмитриевич, вы учёный, представитель академической среды. Не так давно наука и церковь считались антагонистами. Что в этой плоскости происходит сейчас? В чём современный интерес науки к религии?
— Я ещё застал времена, когда воинствующий атеизм был, можно сказать, обязательной позицией учёного. Сегодня столь агрессивное неприятие наукой религии изживает себя. Напротив, есть устойчивое понимание, что история православия и ислама, двух основных традиционных конфессий Татарстана — это наша общая история, общий путь формирования идентичности гражданина России и гражданина Татарстана. И задача академической науки в этом отношении такая же, как всегда: свою историю необходимо изучать, делать её достоянием гражданского общества.
Сотрудники Казанского федерального университета работают в тесном взаимодействии с представителями Русской православной церкви и Духовного управления мусульман Татарстана. Новый импульс нашей деятельности придало Соглашение университета о сотрудничестве с образовательными учреждениями этих конфессий, заключённое в 2014 году.
Работа идёт по разным направлениям. В частности, это деятельность университетских историков, занимающихся культурно-исторической экспертизой культовых архитектурных памятников. В 2016 году в рамках работ по воссозданию Собора Казанской иконы Божией Матери сотрудники Центра всемирного культурного наследия университета под руководством профессора Айрата Габитовича Ситдикова вместе с коллегами из Института археологии Академии наук Республики Татарстан начали изучать культурный слой на территории Казанского Богородицкого монастыря. Исследователи обнаружили и локализовали исторически известные монастырские объекты: церковь Николая Тульского, церковь Сретения Господня, церковь Рождества Богородицы, а также колокольни Собора Казанской иконы Божией Матери. В 2018 году зафиксирована каменная ограда монастыря 1739 года. Изыскания продолжаются.
Богородицкий монастырь — не единственная православная святыня Татарстана. Немало их на острове-граде Свияжск. С 2005 года на его территории возобновились регулярные научные изыскания, в которых самое активное участие принимают археологи и историки университета. И хотя до завершения работы ещё далеко, полученные результаты были высоко оценены мировым культурным сообществом. В июле 2017 года ЮНЕСКО взяла под охрану жемчужину христианства — Успенский собор и монастырь на острове Свияжск. Они вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Значительный вклад в перевод Библии на татарский язык внесли филологи университета. Между прочим, это был всего лишь шестой по счёту перевод Библии с русского на языки титульных наций российских регионов.
— Любая наука должна заниматься популяризацией своего предмета. Есть ли тропинка от академического знания ко многим согражданам?
— Университет регулярно участвует в различного рода мероприятиях научно-просветительского плана, проводимых совместно с Казанской епархией и Казанской духовной семинарией. Ведётся масштабная научная работа по изучению феномена Казанской иконы Богородицы, начиная с 2016 года — конференции, чтения, «круглые столы». Другой пример — Державинские чтения. Образ выдающегося государственного деятеля, поэта, уроженца Казанской губернии Гавриила Романовича Державина имеет огромное объединительное значение для светского и религиозного сообщества. Стали традиционными Рождественские чтения, проводимые Казанской духовной семинарией, ежегодные научные конференции «Светские и богословские науки: традиции и современность».
Студенты — религиоведы и теологи — защищают выпускные квалификационные работы по религиозной тематике, и количество молодых людей, интересующихся историей церкви, историей религии, постоянно растёт. В 2015 году в диссертационном совете по философским наукам при университете появилась специальность «Философия религии и религиоведение», по которой успешно защищены несколько кандидатских и докторская диссертации.
Из прошлого в будущее
— Можно ли сказать, что Форум православной общественности — это этап огромной духовно-просветительской работы, начавшейся не вчера?
До 1918 года в Казани существовала Казанская духовная академия, в которой работали выдающиеся по своему интеллекту и духовным качествам люди. Большой вклад в изучение и развитие религиозных идей внесли учёные и философы. Наверное, каждому казанцу известно имя выдающегося мыслителя Виктора Ивановича Несмелова. Сотрудники кафедры религиоведения университета совместно с коллегами из Казанской духовной семинарии изучают наследие Павла Александровича Юнгерова — замечательного богослова и известнейшего специалиста по Ветхому завету, а также Петра Васильевича Знаменского — одного из основателей церковно-исторической науки. Его труд «История русской православной церкви» считается классическим. Говоря о других мыслителях, нельзя не упомянуть Вениамина Алексеевича Снегирёва. Мощный первотолчок развитию духовной мысли дал историк Иван Михайлович Покровский. Выдержки из его трудов и сейчас регулярно печатаются в журнале «Православный собеседник».
Эти люди, кстати, заложили основы конструктивного общения с мусульманами Татарстана. Их благожелательное отношение к мусульманской культуре в христианской среде складывалось тоже благодаря большой просветительской работе Казанской духовной академии, в которой работали специалисты, изучавшие ислам. Крупнейшим из них был Гордий Семёнович Саблуков, прекрасно знавший татарский и арабский языки, изучавший особенности ислама в Казанской губернии и, помимо этого, активно занимавшийся обучением детей из татарских семей русскому и татарскому письменным языкам.
— А как сегодня в Татарстане развивается межконфессиональный диалог?
— В этом деле большую роль играет авторитет представителей власти, лично президента республики и руководителей конфессий. Владыка Феофан и председатель Духовного управления мусульман Татарстана муфтий Камиль Самигуллин регулярно встречаются и, насколько мне известно, их общение очень плодотворно. Значительный вклад в развитие диалога вносят Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при президенте Татарстана, Общественная палата республики.
— Для успешного развития любого дела необходимо добиться молодёжного участия. Насколько молодым людям Татарстана сегодня интересны религиозные вопросы, конкретно, молодёжи академической?
— Сегодня в университете на направлениях «религиоведение» и «теология» обучается свыше двухсот студентов, в том числе сто тридцать один теолог. В 2013 году первый набор на «теологию» составил всего лишь тринадцать молодых людей. И столь значительному росту за последние шесть лет не помешал высокий вступительный бал, который в прошлом году составил 215. В планах открытие диссертационного совета по теологии. Это означает, что университет возвращает традиции тесного взаимодействия с Казанской духовной академией, для возрождения которой сегодня предпринимаются большие усилия.
Уверен, что научные исследования по религиозной тематике, истории религии в Татарстане будут проводиться с каждым годом активнее. Есть большое поле для археологических исследований. После революции было разрушено большое количество культовых учреждений. Сейчас археологи раскапывают их фундаменты; историки заняты поиском документов, описывающих устройство храмов, особенности религиозных ритуалов. Отрадно, что среди исследователей немало молодых учёных. Их участие в этой благородной работе важно не только в академическом плане, но и для формирования гражданской идентичности молодых людей.
История религии, её традиционных конфессий — это наша общая история, помогающая людям любого возраста понять свои исторические корни, осознать свою гражданскую идентичность.
Социологические опросы, проводимые в последние десять лет, говорят о том, что абсолютное большинство татарстанцев всех национальностей и вероисповеданий разделяют общероссийскую идентичность. В этом заключается главный результат нашей общей работы: представителей христианской и мусульманской общин, академической науки и образования, всех институтов гражданского общества Татарстана. И IV Форум православной общественности — важная веха на этом пути.