Источник: https://ac.gov.ru/news/page/eksperty-pristupili-k-publicnym-obsuzdeniam-dobrovolnogo-nacionalnogo-obzora-po-cur-24059
11 ноября 2019 года в Аналитическом Центре РФ состоялось экспертное обсуждение «Промежуточные результаты работы по подготовке ДНО России по ЦУР 6, 11, 16, 17». В рамках ЦУР 11 «Устойчивые города и населенные пункты» участники проекта представили совместный коллективный доклад, анализирующий позиции основных городских стейкхолдеров, где были обобщены глубинные экспертные интервью с органами местного самоуправления, академическим сообществом, НКО, активистов; дискурс-анализ федеральных и региональных СМИ дискурс-анализ СМИ; массовый репрезентативный опрос москвичей и казанцев.
В докладе рабочей группы проекта уточнено понятие «устойчивого города», под которым понимается город, сочетающий высокую эффективность и инновативность; город, в котором созданы наилучшие (при имеющихся ограничениях и возможностях) условия жизни его населения, город, способный сохраняться посредством постоянных изменений. Эксперты ассоциируют такой тип города с удовлетворением минимального уровня безопасности: экологической, экономической, интеллектуальной и физической. По результатам исследования были сформированы рекомендации для повышения устойчивости городов России, к которым относятся:1) решение «дорожного вопроса» (10,8%), а именно обеспечение городов качественным дорожным покрытием, минимизация числа пробок и заторов на дорогах и развитие эффективной системы общественного транспорта – охватывающей, в том числе и поездами метро, все уголки города и функционирующей строго по расписанию. 2) Озеленение городов, создание парков и скверов в жилых районах и обеспечение постоянного ухода за ними (9,2%). 3) Повышение уровня жизни населения – с повышением размера заработных плат, пенсий, различных социальных выплат, с ликвидацией социального неравенства (9%). 4) Благоустройство дворовых территорий, начиная со своевременной уборки и вывоза мусора и заканчивая оснащением дворов урнами и скамейками, качественным дорожным покрытием, придомовыми парковками и детскими площадками (7,7%).
В докладе нами была упомянута важность формирования экологических социальных практик у населения. На данный момент всего 7% населения разделяет отходы. Более ресурсозатратные практики, такие как участие в мероприятиях, направленных на защиту окружающей среды (15,1%), и участие в деятельности экологической общественной организации (12,3%), также мало привлекают горожан. Респонденты хорошо понимают связь между энергоэффективностью, энергосбережением, и экономией средств, именно экономическое поведение их стимулирует вести экологический образ жизни. При этом экономия электричества осуществляется гораздо чаще и с большим количеством практик, чем контроль водопотребления. Москвичи, по сравнению с казанцами, экономичнее используют воду (73,1% против 63,9%), экономичнее используют энергию (80,9% против 72,3%), в то время как казанцы в большей степени, чем москвичи, ориентированы на покупку/выращивание экологически чистых продуктов (40% против 34%); Большинство москвичей (79,2%) и казанцев (81,9%) не пользуются велосипедом для передвижения по городу в силу привычки ездить на общественном транспорте, из соображений безопасности, неразвитой велоинфраструктуры и плохих климатических условий.
По ЦУР 6 «Чистая вода и санитария» выступили с докладом Довлатова Елена Владимировна, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, Эпштейн Александр Дмитриевич, заместитель Исполнительного директора Российской ассоциации
Основными проблемами водного хозяйства Российской Федерации и регионов являются: недостаточное обеспечение населения страны доступом к водоснабжению, особенно в малонаселенных территориях; неудовлетворительное состояние хозяйственно-питьевого водоснабжения в регионах с активной промышленностью и арктических регионах; низкая эффективность системы управления водным хозяйством, в виду неэффективного водопотребления, старых технологий. Проблемы, связанные с качеством воды и окружающей средой, будут усиливаться и расти, но управление водными ресурсами будет успевать за потребностями экономики с учетом климатических изменений, управление будет адаптироваться в сторону улучшения качества воды и экономии водных ресурсов.
По ЦУР 11 ЦУР 11 «Устойчивые города и населенные пункты» дал комментарий курса Артем Юрьевич, советник Управления по внешнеэкономической деятельности Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, рассказав об актуальных проектах. С 2018 по 2024 г. в Российской Федерации реализуется Национальный проект «Жилье и городская среда», ключевыми целями которого являются: обеспечение доступным жильем семей со средним уровнем достатка (включая использование ипотечного кредита), увеличение объема жилищного строительства и его экологичных стандартов, повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной и экологичной городской среды, а также обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Отмечены положительные изменения в экологической ситуации городских сред. В период с 2013 по 2017 г. в российских городах в основном происходило уменьшение средних значений концентраций основных загрязняющих веществ. Средняя по городам Российской Федерации концентрация взвешенных веществ составляет 116 мкг/м3 (ниже 1 ПДК). Реализуется ряд задач в сфере территориального планирования, основными из которых являются: - обеспечение системы стратегического и территориального планирования с учетом развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; развитием федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП) с реализацией функции информационно-аналитической системы.
Помимо этого включен в работу проект по повышению устойчивости городов к бедствиям (часть глобальной кампании ООН (UNDRR) по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!», в которую вступили семь городов из разных регионов страны. Будут оцениваться риски ЧС, уязвимость различных групп населения, объектов критической инфраструктуры и городских территорий в ЧС, потенциал противодействия опасностям и угрозам. Требуется законодательное закрепление необходимости оценки риска, уязвимости и устойчивости, создание модифицированных оценочных карт глобальной кампании, адаптированных к российской практике.
Автор: Юлия Ермолаева