Мероприятие было проведено совместно с Представительством Российской Федерации при Совете Европы.
Участники вебинара сосредоточили свое внимание на том, как не допустить повторения подобных событий в истории человечества. Так, политический советник Директората по политическим вопросам Совета Европы Альбина Овчаренко посвятила свое выступление рассказу о рабочих подходах Совета Европы, философии миротворческой деятельности Совета Европы.
«Главным посылом при создании Совета Европы было никогда не повторить события прошлого века. И вот вопрос: как мы можем работать, с новыми поколениями, как им объяснить, что нужно жить в мире? - обозначила она. – Для того, чтобы вести эту деятельность мы поддерживаем взаимное доверие среди всех участников организации. Генеральный секретарь Совета Европы отвечает за поддержание определенной выработанной философии по формированию и развитию доверия между участниками организации, основанной на демократических принципах верховенства власти, верховенства закона».
По ее словам, важно понимать, что поддержание мира – непрерывный процесс. Мир – очень хрупкое явление, которое легко разрушить. Именно поэтому нужно постоянно помнить о том, что страны должны доверять друг другу, и на основе этого доверия должна вестись миротворческая деятельность. При этом последняя неотъемлемо связана с диалогом между странами и диалогом не только на уровне правительств, но и с гражданами государств. И все решения должны быть взаимосвязаны и отвечать требованиям времени.
«Когда мы общаемся с представителями различных поколений, мы видим определенные разногласия. Но тем не менее, несмотря на весь спектр различий в самых разных сферах, мы должны объединять людей непрерывно, постоянно ведя с ними диалог. Это важно, чтобы никто не отделялся от нашей семьи – как на национальном уровне, так и на индивидуальном», - подчеркнула Альбина Овчаренко.
В свою очередь, председатель Правления Российского исторического общества, исполнительный директор Фонда «История Отечества» Константин Могилевский обратил внимание на то, что когда речь идет о демократии, правах человека и верховенстве права, важно понимать, что такая постановка вопроса возможна благодаря победе над нацизмом в 1945 году – победе, которую одержал Советский Союз вместе с союзниками.
«Доверие – это, действительно крайне важно в международных отношений. А недостаток доверия, как свидетельствует, совсем недавняя история – история Второй мировой войны – приводит к критическим для мира последствиям, - обозначил Могилевский. – Мы с вами явственно понимаем, что именно недостаток доверия являлся основной характеристикой международной ситуации, которая сложилась в конце 30-х годов XX века. Тогда ряд западных государств, в первую очередь Великобритания и Франция, прилагали усилия для того, чтобы канализировать зарождающийся германский реваншизм, нацизм в сторону восточных границ – Чехословакии, Польши и Советского Союза. И не получалось выстроить на принципах доверия диалог, несмотря на серию переговоров, которые проходили между руководством СССР и союзом Великобритании и Франции вплоть до осени 1939 года, когда эти переговоры завершились в связи с подписанием договора о ненападении между СССР и Германией, на который был вынужден пойти Советский Союз, и нападением нацистской Германии на Польшу».
Также он обратил внимание участников и слушателей вебинара на то, чем отличается историческая память от просто памяти. По его словам, на первый взгляд кажется, что историческая память равно как и обычная память – неотъемлемое свойство человека. Но память – это то, что мы извлекаем из собственного опыта, собственной жизни. Историческая же память – это то, о чем мы откуда-то знаем, о чем мы слышали, о чем мы читали.
«Историческая память, на мой взгляд историка, должна быть по возможности точной, не должна быть искаженной. Мы знаем примеры, когда в исторической памяти, благодаря каким-то искусственным на нее воздействиям, происходят искажения, и людям кажется, что они помнят не то, чтобы было на самом деле. И какой выход из этой ситуации, где страховка? Страховка в обращении к историческим источникам – документам и трудам профессиональных историков», - пояснил Константин Могилевский.
В деятельности Российского исторического общества такой подход является лейтмотивом. Так, например, на территории стран, освобожденных от оккупации нацистской Германией Советским Союзом были проведены выставки, посвященные истории сопротивления. Также в планах выставки, основанные на документальных фотографиях и архивной информации, посвященные трагедиям гражданских лиц на оккупированных территориях – как Советского Союза, где осуществлялся геноцид, так и на территории других стран, где режим оккупации был тоже крайне жестоким, как, например, в Польше и отчасти Чехословакии, а также государств, где он, казалось бы, был более мягким, но все равно вызвал к жизни огромную волну героического сопротивления нацизму.
«Конечно, мы вспоминаем не только о холокосте. Мы вспоминаем и о геноциде сербского народа, который осуществлялся нацистскими карателями и их хорватскими пособниками. Это то, о чем нужно помнить, потому что трагедия мирного населения – самая большая трагедия Второй мировой войны. На протяжении всей человеческой истории никогда в войнах так массово и так безальтернативно не подвергалось страданиям и гибели мирное население. У историков сегодня даже нет точной оценки числа погибших мирных граждан, с которой бы все были согласны. Но ясно, что это цифра составляет не менее 13 миллионов человек. Об этом нужно помнить. Это наш общий долг», - резюмировал Могилевский.
По мнению активиста в области прав человека, тренер пула тренеров Молодёжного департамента Совета Европы Дариуша Гржемни, в этой области очень важна роль неформального образования.
«Важно повышать не только уровень осведомленности. Это только одна составляющая. Но также думать о развитии различных жизненных навыков, говорить о взаимоотношениях молодых людей. Нужно говорить о мультиперспективности в образовании. Еще в 80-х годах говорилось о том, что обучение истории очень ограничено, что реализуется лишь линейный подход, построенный на преподнесении фактов. Новый подход, конечно же, не отрицает важности этого, но он позволяет уловить связи между различными составляющими. Это важно, чтобы ученики умели проводить анализ, улавливать взаимосвязи между прошлым и настоящим и получать полноценную картину событий», - пояснил Гржемни.
При этом ранее использовался подход к историческому образованию, который являлся довольно однобоким. Во внимание принималось восприятие событий только определенных групп людей, а, например, мнение меньшинств оставалось за бортом. Это требует изменений в современном мире. Кроме того, школы должны предпринимать особые усилия в области подготовки новых поколений к жизни в условиях этнического, культурного, религиозного и языкового многообразия.
В целом же мультиперспективность – это подход, который позволяет учащимся посмотреть на различные вопросы одновременно с разных точек зрения: разных времен, разных социальных классов, установок и так далее. С одной стороны, должны быть определенные фильтры, но, с другой, информация должна быть разносторонней и многообразной – чтобы у нас была некая основа, но она не была ограничена теоретическими парадигмами или установками нашего менталитета. И это крайне важно для образования молодых людей.
«Важно сделать так, чтобы молодые люди понимали, что есть и другие точки зрения, и они имеют право на существование. Нужно научить молодых людей ставить себя на место другого человека, посмотреть на мир с его точки зрения. Помочь им понять, что сосуществование мнений возможно, и это абсолютно нормально в обществе, в котором мы живем. Это очень важно для предупреждения конфликтов», - подвел итоги Дариуш Гржемни.