Грант Фонда им. Потанина на разработку новаторского образовательного проекта, получившего название «Публичная история: современные нарративные и визуальные практики», выиграл коллектив ученых Института международных отношений КФУ.
В процессе обучения будущие магистранты КФУ будут изучать, как с помощью исторической информации формируется историческая память, национальная, культурная и гражданская идентичность общества, как выстраивается общественное мнение, отношение к современным событиям, тенденциям и личностям в разрезе трех эпох всеобщей истории – античности, средневековья и нового и новейшего времени.
Речь идет о рассмотрении методов и механизмов использования исторического материала в двух ключевых сферах публичного пространства: сфере массовых коммуникаций и социальных практик – СМИ, публичных городских пространствах, области массового исторического образования и онлайн-среде – и художественной сфере, специфика которой заключается в эмоционально-образной форме передачи информации. В частности, в магистерскую программу войдут курсы, анализирующие опыт интерпретации исторического материала в искусстве – кино, живописи, литературе, театре, а также в художественно-публицистическом жанре, совмещающем рациональную и образно-эмоциональную форму передачи исторической информации.
«Публичная медийная среда сегодня стала одним из важнейших источников исторического знания в обществе. Из нее активно черпаются представления о прошлом. Исторический материал является всегда не только базой общественного сознания и формирования разного рода идентичностей, но и объектом манипуляций за его счет этим самым сознанием. Изучение проблем функционирования истории в публичном пространстве никогда не потеряет своей актуальности и востребованность образовательных программ, связанных с подобного рода проблемами, будет только расти, - убежден руководитель проекта, профессор кафедры всеобщей истории КФУ Евгений Чиглинцев. – С одной стороны, это позволит значительно расширить представление об области применения традиционного исторического образования, наметить и для студентов-историков, и для преподавателей исторических дисциплин возможности реализации различного рода публичных проектов, связанных с репрезентацией исторического знания в публичном пространстве – культурных, образовательных, развлекательных. А с другой - даст специалистам не-историкам, работающим в силу своих профессиональных обязанностей с историческим материалом, представления о принципах и методах исторического исследования, о методологических подходах, которые существуют в современной исторической науке, и о том, как грамотно и качественно использовать исторический материал в любого рода публичной деятельности».
Таким образом, магистерская программа "Публичная история: современные нарративные и визуальные практики" позволит создать своего рода площадку, на которой представители различных общественных и гуманитарных наук, а также деятели таких сфер, как журналистика, искусство, музейное дело, смогут обсудить проблемы функционирования исторического материала в современном публичном пространстве, считает руководитель проекта.
Как видно из вышесказанного, магистратура будет актуальна и для людей с высшим образованием, уже работающих в средствах массовой информации, занимающихся литературным трудом или искусством, преподаванием или музейным делом. Причем речь идет не только о непосредственно обучении в магистратуре – в данном случае, к примеру, в заочной форме, - но в виде программы или ряда программ дополнительного образования. Их сопутствующая разработка также в планах коллектива ученых. Такие проекты, как известно, успешно реализуются на базе Казанского университета. Сыграют свою роль в поддержании жизнеспособности проекта и возможность трансляции информации об истории и ее сути в научно-популярном формате в ходе мероприятий коммуникативных площадок КФУ – лектория «Открытая история», «Ночь науки», «Фестиваль времен».
«Ключевым в подготовке специалистов именно в рамках этой магистерской программы является то, что в отличие от большинства "классических историков", для которых коммуникация с внешним миром не предусматривается, для выпускников программы по публичной истории передача опыта считается главной миссией. Ввыпускник берет на себя функции не только интерпретатора и аналитика, но и активного создателя таких источников формирования исторических представлений, как исторические реконструкции, компьютерные игры, продукты масс-медиа, исторические викторины, кино, сетевой контент и прочее. Магистры будут иметь компетенции для деятельности в качестве консультантов, работающих совместно с журналистами, режиссерами, программистами и другими акторами публичного исторического пространства», - пояснил Чиглинцев.
В последние годы подобные магистерские программы по публичной истории открылись в Великобритании, Германии, Польше, Литве и Нидерландах. В России сегодня реализуются шесть магистерских программ в этой области, и проект предполагает активное привлечение опыта имеющихся программ при подготовке нового образовательного продукта. Однако при этом программа, разрабатываемая учеными КФУ станет уникальной в части своего содержания. Согласно плану, процесс создания магистерской программы со всеми необходимыми доработками займет около года – к следующему марту все должно быть готово. При этом основная ее часть и необходимый пакет документов для экспертизы и утверждения новой программы в КФУ будут подготовлены уже в этом сентябре – первый набор в магистратуру планируется осуществить летом 2020 года. В дальнейшем, на основе опыта, полученного в ходе разработки и реализации программы, возможно создание сетевой магистерской программы с одним-двумя вузами-партнерами на основе принципа дополнительности.
«Что немаловажно, образовательный продукт полностью соответствует стратегии развития Казанского университета и его миссии, заключающейся в сохранении и преумножении духовных ценностей человечества, опережающей подготовке интеллектуальной элиты общества, способной действовать в условиях быстро меняющегося мира и обеспечивать ускоренное развитие науки и технологий на основе интеграции учебного процесса и фундаментальных научных исследований. Учитывая, что одним из приоритетов вуза декларируется становление КФУ как мирового мультикультурного и мультилингвального научно-образовательного центра подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе и педагогических для всех уровней образования, интеграция ряда социогуманитарных направлений в рамках одной образовательной программы создает дополнительные условия для формирования центра превосходства. Историческая наука в данном случае выступает как интегрирующая сила разнообразных социокультурных практик, позволяющих сохранять и развивать в обществе пространство критического мышления, преодолеть дисциплинарные границы и традиционные способы представления исторической информации. Это позволяет целенаправленно развивать важнейшее на сегодняшний день направление деятельности КФУ – выход науки в публичное пространство, где историки могут предложить аудитории более понятный и близкий тип повествования о прошлом, тем самым отвечая на сформировавшийся в начале ХХI в. общественный запрос», - резюмировал Евгений Чиглинцев.