Наука и гендерное равенство являются неотъемлемыми элементами процесса достижения целей развития, включая те, которые изложены в Повестке дня устойчивого развития до 2030 года. За последние 15 лет мировое сообщество достигло значительных успехов в деле вовлечения женщин и девочек в науку. Несмотря на это, женщины и девочки до сих пор сталкиваются с ограничениями в этой сфере, отмечается на сайте ООН.
На сегодняшний день среди научных исследователей представлено менее 30 процентов женщин. Стереотипы и предубеждения в обществе являются главными препятствиями для девушек в науке. Для того чтобы достичь полного и равного доступа женщин и девочек к науке, а также обеспечить гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин и девочек, Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 70/212, провозглашающую 11 февраля Международным днем женщин и девочек в науке. В этот день мы попросили сотрудниц Института международных отношений КФУ рассказать об их пути в науку и об их мотивации развиваться в этом направлении.
Лилия Иликова, заместитель директора Института международных отношений КФУ по научной деятельности, кандидат исторических наук:
- Когда-то давно, когда я еще только писала кандидатскую диссертацию, мне на глаза попалось исследование, в котором говорилось о том, что в среднем у женщины уходит на написание диссертации 17,5 лет. Мне показалось, что это безумно долго. Когда женщина занимается наукой, это, как правило, не снимает с нее каких-либо других обязательств в ее жизни. Для женщин зачастую семья в числе приоритетов, и забота о ней приводит к тому, что времени на написание научной работы уходит больше – внимание рассеивается. Однако, в силу озвученных причин, женщины, которые остаются в науке, – это те, кто уже по-настоящему ей предан. Никто не сможет женщину заставить заниматься наукой, ты сама себе выстраиваешь приоритеты, свою карьерную траекторию, ставишь исследовательские задачи, находишь, как их решать. Если говорить о моем пути в науку, мне всегда было интересно разбирать какие-либо сложные задачи. Когда я начинала писать свою кандидатскую, а до этого курсовые, дипломные работы, мне часто говорили, что такая тематика – а я занималась темой национализма – себя уже изживает и вряд ли получится продолжить ее развивать в течение нескольких лет. Но я осталась верна себе, и сегодня мы можем видеть, что тема националистических тенденций отнюдь не устарела, а наоборот переживает очередной ренессанс.
Светлана Тахтарова, заместитель директора Института международных отношений КФУ по международной деятельности, заведующая кафедрой теории и практики перевода КФУ, доктор филологических наук:
- По собственному опыту могу сказать, что для женщины определяющим фактором продвижения в науке зачастую становится наличие поддержки близких – мужа, родителей. И кандидатскую, и докторскую диссертации я писала параллельно с рождением и воспитанием детей. То, что муж понимал мое стремление развиваться в этой области, сыграло большую роль. Когда я писала кандидатскую, мы вместе ездили в Москву, чтобы собрать необходимую информацию в библиотеках, тогда еще не было ксероксов, и мы конспектировали необходимые выдержки из документов вручную. И мой муж вместе со мной конспектировал их, практически не понимая, о чем идет речь - я ему просто выделяла куски, которые мне надо записать, а он сидел и терпеливо мне помогал. Однако мужчина может выступать не только в роли помощника, но и в роли живого препятствия. Иногда на пути сталкиваешься с шовинизмом мужчин-ученых. В качестве женщины-ученого мне, к счастью, не пришлось через это проходить, однако была история в студенческие годы. Нам преподавал профессор, который во всеуслышание заявлял, что бог дает мозги мальчикам, а девочки могут в лучшем случае вызубрить что-то. Но мой жизненный опыт показывает, что девчонки не менее сообразительны, чем мальчишки, в том числе и в естественных науках, и могут добиться поистине выдающихся результатов. Что делать с такими проявлениями шовинизма? Только переубеждать своими научными достижениями.
Эльмира Хабибуллина, директор Высшей школы международных отношений и востоковедения КФУ, кандидат филологических наук:
- Говоря о женщине в науке, стоит отметить, что женщина, будучи родительницей всего живого на земле, не может быть родительницей и науки. Однако на сегодняшний день ни для кого не секрет, что женщина-ученый тоже имеет свои высокие позиции. Здесь стоит отметить и роль мужчин в пути женщины в науке – если у женщины не будет хорошей поддержки со стороны мужчин, будь то в науке, будь то в карьере, она не сможет достичь высот. Но я считаю, что на сегодняшний день во всем мире женщина и наука – вещи практически неразделимые, и история успеха зачастую пишется женщиной-матерью, женщиной-ученым. Для меня путь в науку до точки защиты кандидатской диссертации был очень тернистым и долгим. Мои одногруппницы защитили свои кандидатские уже спустя три года после выпуска из специалитета, моя же защита состоялась значительно позже – к своей степени я шла 13 лет. За это время я успела выйти замуж, родить двоих детей. И нисколько об этом не жалею, поскольку я пришла к своей степени, своим достижениям в науке, уже будучи зрелым педагогом, зрелым человеком, зрелым ученым. От своего имени я хочу пожелать всем женщинам, равно как и мужчинам, не останавливаться на достигнутом, не бояться ничего и твердо знать, что никакие возрастные преграды не могут быть препятствием для достижения поставленных целей в науке. Наука не имеет подобных ограничений.
Татьяна Титова, профессор кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии КФУ, доктор исторических наук:
- Женщина в науку приходит тем же путем, что и мужчина. В подавляющем числе случаев мотивацией становится интерес к какой-то определенной сфере, а подспорьем к продвижению в этом направлении – встреча на своем пути наставника в этой области. Моим наставником, учителем стала выдающийся этнограф, сотрудник Казанского университета Лидия Сергеевна Токсубаева. К сожалению ее уже нет с нами два года. Женщинам на пути в науке продвигаться, несомненно, сложнее по ряду причин. Во-первых, женщина от природы, зачастую, более эмоциональна, чем мужчина, и это порой мешает аналитическому процессу. Однако из этого «правила», если можно его таковым считать, есть немало исключений. В основном все зависит от того, насколько родители вкладываются в развитие интеллекта своих дочерей с самого детства. Во-вторых, никто не отменял фактора дискриминации женщин в науке. В глазах общества и по сей день мужчина-ученый имеет гораздо больший вес, нежели женщина-ученый. Хотя во многих случаях в проведении исследований, приносящих поистине знаковые результаты, большую роль на различных этапах играет работа женщин – они собирают исходные данные, они следят за результатами промежуточных исследований, экспериментов в лабораториях. Очень многие женщины не могут подняться выше уровня лаборанта, доцента, стать академиком, членом-корреспондентом академии наук в силу озвученных причин. Влияет на это и третья причина – общество в России является традиционным, и в его глазах женщина обязана нести на себе груз заботы о детях, различного рода домашней работы. И, когда женщина-ученый вынуждена справляться с этой частью жизни в одиночку, ей трудно найти силы на науку в том объеме, в котором ей хотелось бы, что также мешает ее продвижению на этом пути. В завершение отмечу, что путь женщины в науку может быть под стать ее эмоциональной сути. Я пришла в науку вслед за своей любовью – я полюбила человека другой национальности, и мне было некомфортно осознавать, что я ничего не знаю о народе этого человека. Это стало первым поводом заинтересоваться этнографией. А Лидия Сергеевна поддержала меня на этом пути, приняв мой интерес и не посчитав его несерьезным. Она была поистине потрясающей женщиной и выдающимся ученым.
Альфия Аликберова, заведующая кафедрой алтаистики и китаеведения КФУ, кандидат исторических наук:
- Интерес к исследовательской деятельности появился у меня еще во время обучения на специалитете. Когда я стала заниматься своей дипломной работой, поняла, что меня это очень увлекает. Уже тогда, к пятому курсу, я понимала, что обязательно пойду в аспирантуру. Меня интересовала история Китая, история развития китайского общества. Однако для девушек было крайне трудно поступить в аспирантуру, поскольку бюджетные места отдавались в основном юношам. В это время я прочувствовала гендерное неравенство в полной мере. Мне ничего не оставалось делать, как пойти соискателем. Уже во время написания кандидатской диссертации я начала осознавать, что действительно девушке, женщине сложнее заниматься наукой. Несмотря на то, что нужно было писать, был жесткий график, определенные требования, нужно было успевать заботиться о семье, думать о детях, времени на написание диссертации, соответственно, оставалось намного меньше. Мужчины же наверное могут посвятить себя научно-исследовательской работе полностью. Почему нравится заниматься наукой? Когда изучаешь что-то новое, получаешь удовлетворение от полученных результатов. Появляется ощущение, что ты внес определенный вклад в мировую науку, пусть он возможно будет маленьким, но это твой личный вклад, твой личный опыт, твое исследование.