Ученые Казанского федерального университета получили патент РФ на высокоэффективный модификатор комплексного действия для улучшения качества дорожного битума и, как следствие, увеличения срока службы асфальтобетонного покрытия.
О своем изобретении «КВ» рассказали завкафедрой высоковязких нефтей и природных битумов Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ доктор технических наук профессор, действительный член РАЕН Алим Кемалов и аспирант Ирек Мухаматдинов. В состав группы изобретателей также входят доценты, кандидаты наук, лауреаты Государственной премии РТ Павел Фахретдинов и Руслан Кемалов.
- Чем ваш модифицированный битум и новое дорожное покрытие на его основе отличается от применяемого сейчас битума для приготовления асфальтобетона используемого на дорогах Татарстана?
- Результаты многократных лабораторных исследований, проведенные нами в научно-исследовательской лаборатории и ряде специализированных лабораторий дорожных организаций, свидетельствуют о том, что битум, полученный с использованием разработанной нами так называемой адгезионной присадки существенно отличается по своим физико-химическим показателем от исходного битума марки БНД 60/90, производимого в настоящее время одним из предприятий Казани. Этот битум собственно и был взят нами в качестве объекта для исследования. Главными отличиями модифицированного битума были исключительно высокая адгезия, то есть сцепляемость вяжущего к поверхности минерального материала. Здесь важно отметить и заметное улучшение других важных характеристик. Таких как температуры хрупкости, пластичности и термической стабильности модифицированного битума.
Что касается физико-механических характеристик асфальтобетонных смесей, то на основе окисленного битума и того же битума с участием разработанной присадки «Адгезолин», проведенные в лабораториях дорожных организаций, в полной мере подтвердили высокое качество этих продуктов и были рекомендованы к промышленной апробации.
- Если не секрет, то какие компоненты вы использовали при создании присадки «Адгезолин»?
- Мы и раньше и тем более сейчас для создания новых импортозамещающих технологий по получению различного рода модификаторов, присадок, активаторов и другого исходим из того, что необходимо проводить некую паспортизацию отечественных нефтехимических и смежных с ней отраслей промышленности с одной лишь целью - поиска резервов доступных сырьевых источников, включая вторичные продукты и многотоннажные отходы определенного состава с учетом существующих проблем их рационального использования.
Что касается состава разработанной присадки, то могу сказать, что она получена на основе использования только отечественных и к тому же доступных реагентов для проведения синтеза с целью получения высококачественного конечного продукта. Помимо всего, важным в свойствах разработанной присадки является ее высокая термическая стабильность по сравнению с отечественными присадками, а также импортной присадкой. Такое свойство для производимой присадки важно в связи с тем, что оптимальная температура получения окисленного битума соответствует 250 С. Технология приготовления асфальтобетона также проходит при достаточно высоких температурах и достигает 180 С.. Соответственно и присадка не должна терять своих качеств в этих условиях.
- Проводите ли вы переговоры с руководителями дорожных организаций и проявляют ли они желание к сотрудничеству?
- Считаю, что мы, как представители вузовской науки, делаем все от нас зависящее для того, чтобы разработанные технологии как можно раньше дошли до промышленного внедрения. Конкретно наша технология разрабатывалась исключительно на инициативной основе. Без финансовой поддержки единственного производителя дорожного битума в Татарстане, который должен быть крайне заинтересован в производстве битумов высокого качества, прежде всего улучшения его адгезионных свойств. Производимый на сегодняшний день окисленный битум нуждается в улучшении этой важной эксплуатационной характеристики. Руководство Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ предпринимало неоднократные попытки по организации сотрудничества с этим предприятием, в том числе по улучшению качества производимого ими битума, но не получилось. Мы по-прежнему и сейчас готовы к сотрудничеству как в научном плане, так и в деле подготовки молодых специалистов и повышения квалификации персонала.
Что касается продвижения разработки до промышленной установки, то в дело подключилась холдинговая компания ООО «ХК»Татнефтепродукт«, которая безвозмездно предоставила имеющееся в наличии оборудование, произвела закупку необходимых реагентов для выпуска опытной партии, выделила рабочий персонал для обслуживания промышленной установки на период проведения промышленных испытаний. В результате была выпущена опытная партия присадки в количестве 500 кг и безвозмездно передана одному из дорожных предприятий республики для модификации 30 тонн дорожного битума и укладки одного километра верхнего слоя дорожного полотна на объекте «Мостовой переход через реку Мелекеска». Авторский надзор за состоянием опытного участка дороги специалистами проводится и по сей день. Полученные акты визуального осмотра участка дороги свидетельствуют о вполне удовлетворительном ее состоянии.
- Неужели всего лишь верхний слой уложенного асфальтобетона решает проблему качества всего дорожного покрытия?
- Вопрос вполне справедливый. Дорога с твердым покрытием - это сложное дорогостоящее инженерное сооружение, требующее к себе особого отношения со стороны производителей асфальтобетона. Это использование высокопрочных минеральных материалов, соблюдения технологии приготовления асфальтобетонной смеси, выполнения условий укладки покрытия, применения в качестве вяжущего материала только модифицированных битумов. Что касается верхнего слоя покрытия, то должен сказать, что его качество помимо всего прочего во многом связано с технологическими свойствами самого битума, его способности надежно склеивать каменный материал и в течении длительного времени сохранять свое назначение. Для оценки состояния опытного участка в ходе его эксплуатации необходимо периодически осуществлять на опытных участках инструментальные измерения, включающие в себя контрольные замеры количества трещин, расстояния между между поперечными трещинами, определение общей протяженности трещин. Здесь очень важны замеры колейности и ровности покрытия. По итогам таких исследований делаем окончательные выводы о целесообразности применения новых материалов для дорожного строительства. Все эти и другие вопросы стараемся решать вместе с заинтересованными дорожными организациями.
-Когда планируете начать промышленное внедрение предлагаемой вами разработки?
- К сожалению, это зависит не только от авторов разработки. Нужны средства для строительства установки, приобретения промышленного оборудования, реагентов, содержания рабочего персонала и еще много другое. Мы же сегодня подготовили и утвердили в соответствующих инстанциях нормативно-техническую документацию на производство. Осуществили подбор необходимого оборудования и регентов, разработали поточную схему производства с разделами КИП и автоматизации. Приобрели необходимые лабораторные приборы. Думаю, здесь не обойтись без создания совместного научно- производственного малого предприятия с участием производителей битума, представителей дорожных организаций и других предпринимателей.
- Что вы могли бы предложить Минтранспорта и дорожного хозяйства республики для улучшения качества дорог?
- Просить деньги не приходится... Думаю, было бы целесообразно для объединения совместных усилий науки, образования, производства, бизнеса в сфере дорожного строительства подготовить конкретный проект Республиканской целевой программы (с разделом источника финансирования), в котором будут изложены все необходимые разделы, требующие безотлагательного решения остро стоящих перед республикой проблем по развитию всей дорожной инфраструктуры. Мы со своей стороны готовы принять самое активное участие в этой работе.
Беседовала Ильсия ГАРАЕВА