Чемпионат
С 2016 года в Институте геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета проводится Республиканский чемпионат по решению геологических кейсов. Метод кейсов - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и иных ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.
Решение кейсов состоит из нескольких шагов:
1) исследования предложенной ситуации (кейса);
2) сбора и анализа недостающей информации;
3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;
4) выработки наилучшего решения.
Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.
Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.
Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.
При проведении нашего Чемпионата был использован опыт проведения студенческого отборочного этапа Международного инженерного чемпионата «Case-in» в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
В Чемпионате принимают участие увлеченные геологией и смежными с ней дисциплинами школьники под руководством своих педагогов. Состав команды может варьироваться от 4 до 8 человек.
За 10 дней до начала Чемпионата на электронный адрес капитана команды высылается задание кейса. В день проведения участники презентуют решение кейса жюри, которое состоит из профессорско-преподавательского состава института и представителей производственных организаций.
Члены жюри выставляют командам баллы в соответствии со следующими критериями:
Литературный обзор – участники при его подготовке должны увязывать найденную в публикациях информацию с задачами собственного исследования (6 баллов);
Оригинальность решения – насколько выбранное решение отличается от очевидных и твердо устоявшихся мнений (6 баллов);
Наглядность научной идеи - насколько доступно докладчик излагает суть решения, как просто его могут понять члены жюри (10 баллов);
Логика и последовательность изложения - наличие причинно-следственных связей между уже изложенным и последующим материалом (6 баллов);
Проработка и анализ решения - разбор всех достоинств и недостатков предложенных моделей и методов, ограничения, условия применения, экологический и экономический аспект (где это возможно), реализуемость решения (4 балла);
Оформление презентации и качество доклада – формат и оформление презентации, навыки публичного выступления, качество доклада, грамотность ответов на вопросы жюри (8 баллов);
Умение вести полемику – умение логически обосновывать свою позицию, с уважением и вниманием относятся к аргументам противоположной стороны (10 баллов).
Так же могут выставляются штрафные баллы за нарушение регламента выступления, что мотивирует учащихся к отработке тайминга выступления и лаконичности ответов на вопросы жюри.
Важно обратить внимание на то, что единого правильного ответа у кейса нет. Ответом может быть любое практически исполнимое решение, подкрепленное фактами.
Теперь приведем конкретный пример с заданием и разбором решения:
«Сегодня 2040 год. Население Земли выросло относительно 2018 года на 2,3 млрд. Человечество далеко шагнуло в науке. В международную космическую организацию поступил запрос с обитаемой планеты Зиждит-Я:
«Уважаемые жители планеты Земля!
На сегодняшний день на нашей планете Зиждит-Я осталось совсем не много обитателей – 1 млрд. жителей. Богатства нашей планеты всевозможными ресурсами огромны, но мы неуклонно гибнем. Зиждит-Я осушена нами практически полностью. Запасов пресной воды, так необходимой нам для жизни, осталось, по нашим расчетом, на 10 Земных лет. Наблюдая Вас в свои телескопы, мы видим, как богата влагой ваша планета. Есть ли у Вас возможность вступить с нами в торговые отношения по продаже нам пресной питьевой воды.
Жаждущие жители планеты Зиждит-Я»
Задание
Каждый из участников Вашей команды является международным представителем по водным ресурсам одного из континентов: Африки, Европы, Азии, Австралии, Северной Америки и Южной Америки соответственно. Вас пригласили в штаб квартиру международной космической организации с целью выслушать отчет о состоянии подведомственных вам водных ресурсов по питьевой воде. Требуется:
1. Проанализировать геологические условия и водные ресурсы вашего региона, выявить факторы, влияющие на потребление воды, истощение и возобновление данного ресурса.
2. Определить перспективные направления и варианты использования водного ресурса в вашем регионе.
3. Предложить и обосновать комплекс мероприятий по возможной продаже воды нуждающейся планеты Зиждит-Я, если это возможно для вашего региона.
4. Представить отчет в штаб квартире Международной космической организации по вопросу водных ресурсов, их запасов на планете Земля и возможности вступления в торговые отношения с другой планетой по продаже питьевой воды.
Решение команды оформлено в виде презентации
Традиционно, кейс-чемпионат проводится в дни школьных каникул. За 3 года проведения Чемпионата в нем приняло участие более 400 школьников из школ Республики Татарстан, Екатеренбурга, Перми и Москвы.
Приглашаем Вас принять участие в IV Республиканском открытом чемпионате «CASE – ЮГЕО» по решению геологических кейсов среди учащихся общеобразовательных школ, который состоится 03 ноября 2019 года по адресу: г.Казань, ул.Кремлевская, д. 4/5, ауд.524.
Регистрация на чемпионат открыта с 20 сентября 2019 года на сайте чемпионата https://kpfu.ru/geology-oil или официальной странице чемпионата https://vk.com/case_ugeo.
По всем вопросам, связанным с организацией и проведением чемпионата просим обращаться к Терехину Андрею Анатольевичу (89172784444), Шарафутдиновой Юлии Юрьевне (89179064566).