Открытие Музея купечества, современные лаборатории и оборудование, лекции от ведущих ученых и множество интересной и полезной информации ждут гостей вуза 8 февраля.
Елабужский институт КФУ присоединится к масштабному празднику – Дню российской науки, который по традиции охватывает всю страну. История даты уходит своими корнями во времена Петра I. 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Указом правительствующего Сената по распоряжению царя в России была основана Академия наук. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 году — в Российскую Академию наук. Официально праздник в стране будет отмечаться уже в 21 раз.
В рамках Дня российской науки Елабужский институт организует для елабужан работу 19 научно-образовательных площадок с занятиями от ведущих ученых вуза. Мастер-классы, лекции и лабораторные работы коснутся истории, биологии, философии, филологии, юриспруденции. Каждый из гостей сможет узнать как «раскачать» собственный бизнес, познакомиться с работой высокотехнологичных производств, увидеть микроскопическое строение растений и многое другое.
Изюминкой праздника станет открытие для свободного посещения Музея Елабужского купечества. Первого в городе.
Занятия пройдут на четырех площадках вуза: Казанская, 89; Горького, 84; Строителей, 16 и Азина, 89. Начало в 13.00.
Всех ждем на праздник!
День российской науки в Елабужском институте КФУ
8 февраля 2020 г.
«Навстречу 75-летию Победы: письма с фронта как исторический источник»
(профессор Инга Владимировна Маслова, доцент Ирина Евгеньевна Крапоткина)
ул. Казанская, 89, Музей истории Елабужского института. Начало в 13.00
Аннотация: Что такое эпистолярный жанр? Какую информацию несут письма военного времени? Об этом вы узнаете в ходе занятия, которое посвящено исследованию фронтовых писем, которые являются специфическим феноменом отечественной письменной культуры военного времени. Так же мы поговорим об истории праздника, посвященного Дню Победы, вы узнаете о символах этого торжества.
Интерактивная лекция «Слова-путешественники: как языки обогащают друг друга».
(доцент Светлана Раданисовна Никишина)
ул. Казанская, 89, ауд.90. Начало в 13.00.
Аннотация: Занятие ориентировано на школьников старших классов. Здесь можно будет познакомиться с процессом проникновения и взаимодействия заимствованных слов в немецкий и русский языки. Кроме того, рассматривается тема культурно-экономических и исторических предпосылок, способствующих проникновению иноязычной лексики, приводятся примеры заимствованных слов, а также выявляются наиболее популярные области использования заимствованной лексики немецкого и русского языков.
Интерактивная лекция «Как раскачать свой бизнес: научный и практический аспекты».
(доцент Владимир Львович Васильев)
ул. Казанская, 89, ауд. 48. Начало в 14.00
Аннотация: Современные школьники стоят перед сложным выбором дальнейшей траектории своего творческого и профессионального роста – это может быть поступление в университеты страны или средне-специальные учебные заведения, а может и создание собственного дела. Однако без соответствующих знаний в данной области сделать это будет достаточно сложно. В этой связи представленная лекция будет посвящена вопросам организации своего бизнеса, от момента создания идеи, написания бизнес-плана и до открытия фирмы.
Мастер-класс «Перцепция или Я глазами других».
(доцент Галия Камильевна, доцент Гузалия Расиховна Шагивалеева)
ул. Азина, 98, ауд.6. Начало в 12.30
Аннотация: Что такое перцепция? Насколько вы хорошо знаете о себе? Как научиться понимать себя и понимать эмоциональное состояние других людей? Итак, на занятие вы сможете лучше узнать о себе и расширить представление о своих личностных качествах и качествах окружающих людей. Узнаете, как с помощью эффективных техник и упражнений можно повысить самооценку. Ну что, готовы? Тогда начинаем!
Интерактивная лабораторная «Высокотехнологические производства – как они работают?»
(доцент Загир Азгарович Латипов)
ул. Казанская, 89, ауд. 56. Начало в 14.00
Аннотация: Под высокотехнологическими производствами сегодня понимают автоматизированные и роботизированные рабочие места, функционирующие без участия человека. Возникает вопрос: что же является основой этих производств? Каким образом искусственный интеллект совмещается с производством? На занятии будет рассмотрена элементная база автоматизированных производств, продемонстрированы способы управления ими: программирование и наладка микроконтроллеров.
Исследовательский практикум «Монтаж домашней электрической сети»
(старший преподаватель Ильмир Ахметханович Сахабиев)
ул. Казанская, 89, ауд. 65. Начало в 14.45
Аннотация: Практикум представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку, на котором вы получите практический опыт чтения электромонтажных схем и сборки схемы, овладеете знаниями в области современных измерительных приборов, приобретёте навык практического применения современных электрических приборов (мультиметра) для измерения напряжения и сопротивления на участках собираемой схемы, а также осваиваете навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении монтажных работ и работ с измерительными инструментами.
Интерактивное занятие «Китайский язык: фонетика, письмо, счет».
(Минеханова Земфира Зуфаровна (преподаватель китайского языка)
ул. Казанская, 89, ауд. 92. Начало в 11.30.
Аннотация: Когда речь заходит о китайском языке, большинство людей обычно вспоминают, что он считается самым сложным и самым распространённым в мире. Однако это не единственные особенности этого необычного и очень интересного языка, значение которого в мире постоянно увеличивается, по мере развития Китая и роста влияния этой страны на мировую экономику.
Китайский язык не похож на русский, он относится к сино-тибетской языковой семье. Китайский язык традиционно причисляют к группе изолирующих языков, эти языки характеризуются отсутствием словоизменения, грамматической значимостью порядка слов.
На интерактивном занятии вы узнаете:
• Общую информацию о китайском языке
• Есть ли азбука в китайском языке и что такое “пиньинь”
• Как произносить тоны
• Из чего состоит иероглиф
• Как легко и правильно строить простые предложения
А также научитесь считать.
Мы докажем вам, что учить китайский – это интересно и совсем не страшно!
Интерактивное занятие «Эволюция системы бензинового зажигания от карбюраторной до инжекторной»
(доцент Рафис Хабриевич Мухутдинов)
ул. Строителей, 16, ауд. 206. Начало в 14.00
Аннотация: Чем отличается карбюраторный двигатель от инжекторного? Почему инжектор сменил карбюратор? Приходите и мы рассмотрим этапы развития систем автомобильных карбюраторных и инжекторных двигателей, чем отличается карбюраторный двигатель от инжекторной системой впрыска, как происходит подготовка топливной смеси в карбюраторе и инжекторе, что такое электронный блок управления, для чего он предназначен, что такое микропроцессорная система зажигания. Об этом и еще много интересного о системе зажигания двигателей внутреннего сгорания вы узнаете на данном занятии.
Лабораторная работа «Трение полезное и вредное: исследование рабочих процессов колесного движителя автомобиля»
(доцент Владимир Владимирович Епанешников)
ул. Строителей, 16, ауд.№ 106. Начало в 15.00
Аннотация: На занятии рассмотрим процессы трения на примере автомобильного транспорта. Данное явление носит как положительный, так и отрицательный характер. После непродолжительной вводной части, занятие плавно переходит к демонстрации данного явления на лабораторной установке, позволяющей определить коэффициент зацепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.
Лабораторная работа по ботанике «Невидимая жизнь растений»
(ст. преподаватель Ильзира Ильсуровна Гибадуллина)
ул. Горького, 84, ауд.5. Начало в 14.00
Аннотация: Рассматривая под микроскопом срезы живых тканей растений можно наблюдать не только детальное строение тканей, но и интересные явления – движение цитоплазмы с хлорофиллом, явления плазмолиза.
Лабораторная работа по зоологии беспозвоночных «Внутреннее строение насекомых»
(доцент Вячеслав Витальевич Леонтьев)
ул. Горького, 84, ауд.7. Начало в 15.00
Аннотация: Все представляют внешнее строение насекомых. Чтобы увидеть как они устроены изнутри, нужно научиться навыкам препарирования.
Интерактивная лекция «Графы и их применений»
(доцент Андрей Викторович Костин)
ул. Казанская, 89, ауд. 88. Начало в 14.00
Аннотация: Графы – замечательные математические объекты, с их помощью можно решать очень много различных, внешне не похожих друг на друга задач. В математике существует целый раздел – теория графов, который изучает графы, их свойства и применение. На занятии мы рассмотрим основные определения, доказательства некоторых теорем о маршрутах в графах, познакомимся с основными свойствами плоских графов и рассмотрим приложения к теории многогранников.
Ситуативная беседа-диалог «Подросток и закон: Как использовать свои права»
(доцент Луиза Артуровна Фардетдинова)
ул. Казанская, 89, ауд.76б. Начало в 13.30
Аннотация: Родившись, человек приобретает по закону права и несет обязанности – конституционные, правовые, гражданские, трудовые т др. Однако, их реальное осуществление, возможно по мере взросления.
Какие права существуют у подростков в семье? С какого возраста он может совершать сделки и идти работать? Какие имущественные и неимущественные права детей и подростков – как в семье, так и в обществе, а также способы защиты их прав?
Интерактивная лекция «Права человека в международном и российском праве: кто и каким образом может обратиться в Европейский суд по правам человека»
(доцент Владимир Николаевич Жадан)
ул. Казанская, 89, ауд.78. Начало в 14.10
Аннотации: Права человека как на государственном, так и на международном уровне играют большую роль в жизни общества и любого государства. Но иногда права людей, в том числе и детей, нарушатся другими людьми, организациями и должностными лицами. Чтобы их защитить, можно обратиться в суд, прокуратуру и даже Европейский Суд по правам человека.
Обо всех Ваших правах, важности их соблюдения и защиты в самых разных инстанциях Вы узнаете, посетив лекцию преподавателя юридического факультета.
Мастер-класс «Средневековое ремесло в археологии».
(зав. лабораторией археологии и этнографии Мальвина Станиславовна Купцова)
ул. Казанская 89, ауд. 76а. Начало в 13:00.
Аннотация: В настоящее время особую популярность в археологии набирает эксперимент, когда основываясь на знаниях полученных при теоретическом изучении материала, археолог путем эксперимента воссоздает материалы прошлого, проходя полный путь древнего человека от поиска сырья, до совершенствования предмета. В данном мастер-классе школьникам будет предоставлена возможность самостоятельно изготовить средневековую глиняную посуду, основываясь на технологическом принципе прошлого.
Интерактивная лекция «Лев Толстой: как и в каких аспектах сегодня исследуется язык текстов писателя».
(профессор Дания Абузаровна Салимова)
ул. Казанская 89, ауд. 48. Начало в 13:00.
Аннотация: На данной лекции слушателям предлагаются сведения о специфике языка и языкового мышления великого русского писателя Л.Н. Толстого. В свое время было много критиков произведений Л.Толстого именно за особый язык, сложный и многослойный. Одной из причин многосложности языка Толстого стала как философская глубина и противоречивость мировосприятия, многогранность и сложность его личности, так и то, что он был полиглотом.
Заимствования, элементы других языков в их графике выглядят в текстах вполне органично и естественно, не чувствуется их «чужеродность». Далеко не зря в его произведениях героями/персонажами становятся люди разных национальностей, к которым автор относится с сочувствием и любовью; воспевается равенство народов и людей, дружба между ними: «Кавказский пленник», «После бала», «Хаджи-Мурат» и др. Лев Николаевич Толстой обладал огромным объемом знаний. Так, даже в неполном 22-томном (М., 1925) собрании сочинений в алфавитном указателе имен содержится много всемирно известных философов, ученых, государственных деятелей, писателей, особенно – Востока. Наряду с Аристотелем, Кантом, Ницше, Паскалем, Платоном, Сократом, Спинозой, имя Будды встречается 15 раз, Ганди - 8, Конфуция - 23, Лао-цзы - 24, Мэн-цзы - 10, Магомета - 8. Русский граф, прекрасно знающий и любящий свой родной русский язык, относился к другим народам с таким же великим уважением.
Интерактивная лекция «Что такое философия?»
(доцент Егор Валерьевич Громов)
ул. Казанская 89, ауд. 69. Начало в 13:00.
Аннотация: Философия и философы... Сократ, Аристотель, Платон... Каждому из нас знакомы имена великих мыслителей древности. Но что означает философствовать? Какие проблемы решает философия и может ли она быть интересной? В чем смысл жизни? Существует ли бессмертие? Реален ли мир в котором мы существуем? На эти, и другие волнующие всех вопросы мы попробуем ответить в нашей лекции
Лекция «Я и мое будущее: прикосновение к науке»
(доцент Надежда Николаевна Савина)
ул. Казанская, 89, ауд. 73. Начало в 13.00
Аннотация: Содержание встречи с учащимися средней общеобразовательной школы направлено на их ознакомление со спецификой времени, в которое мы живем; вызовами, посылаемыми XXI веком каждому из нас, и требованиями, вытекающими из них. Школьники познакомятся с основной задачей современной системы образования, мотивами исследовательской деятельности учащихся, её сущностью, личными преимуществами школьника-исследователя и социальная значимость исследовательской деятельности учащихся.