В предметном рейтинге THE-2019 "Образование" КФУ назван лучшим российским вузом
Британское издание Times Higher Education (THE) обнародовало результаты предметных рейтингов по четырем направлениям. Российским лидером в рейтинге «Образование» стал Казанский федеральный университет (КФУ), который вошел в категорию 101–125 лучших вузов. Всего в предметные рейтинги 2019 года вошли шесть российских университетов. Четыре из них — университеты Проекта 5–100, инициированного в 2012 году Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, предусматривающего вхождение пяти российских высших учебных заведений в число 100 лидеров глобальных рейтингов к 2020 году.
Вклад профессорско-преподавательского состава Елабужского института КФУ в достижение высоких позиций в рейтингах доказывается активной публикационной работой и систематическим участием в конференциях Международного, Всероссийского уровней. По итогам научной работы преподавателей за 2018 год, в предметной области «Education» было опубликовано 38 статей в Международных журналах, входящих в базу данных Scopus, 31 из них размещена в журналах, имеющих третий квартиль (Q3), а ещё 5 – Q2. В число журналов с научными работами профессорско-преподавательского состава вошли «Теория и практика физической культуры» (Россия), «Journal of Social Studies Education Research» (Турция), «Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education» (Турция), «Ensaio» (Бразилия), «Education 3-13» (США), «Journal of Entrepreneurship Education» (США) и другие. Темы научно-исследовательских статей обширны и разнообразны: «Подготовка будущих учителей технологии: инструменты управления и проблемы в текущем учебном процессе» (к.п.н., доцент Мерзон Е.Е., доцент, к.н. кафедры общей инженерной подготовки Шатунова О.В., старший преподаватель, к.н. Шаймарданова М.Р., старший преподаватель кафедры общей инженерной подготовки Шабалин С.В.); «Программы обучения студентов в образовательной системе Российской империи: современные тенденции в историческом контексте» (профессор, доктор наук кафедры всеобщей и отечественной истории Маслова И.В., доцент, кандидат наук кафедры всеобщей и отечественной истории Крапоткина И.Е.); «Метод проекта в подготовке учителей – дошкольников» (к.физ.-мат.н Ибатуллин Р.Р.); «Современные технологии дистанционного обучения в высшем образовании: проблемы внедрения» (старший преподаватель кафедры биологии и химии Леонтьева И.А.) и другие.
Основными направлениями научно-исследовательской работы учёных Елабужского института КФУ являются «Формирование читательской грамотности средствами литературной педагогики» и «Конструирование образовательной среды для развития технической одарённости школьников». Актуальность первого направления обусловлена кризисной ситуацией в сфере чтения, которая требует осмысления на разных уровнях. Результаты международной оценки качества читательской грамотности последних лет (PIRLS, PISA) позволяют проанализировать разнообразную информацию, касающуюся образовательных условий в российской школе. Основные направления работы можно определить как проблему подготовки будущих учителей; формирование читательской грамотности как метапредметного умения; совместные исследования с зарубежными коллегами из Германии, Армении, Норвегии, Чехии, Хорватии и др.
Целью направления «Конструирование образовательной среды для развития технической одарённости школьников» является определение парадигмальных оснований проектирования инновационной социально-педагогической среды развития технической одаренности детей и молодежи. Реализуются следующие направления исследований: работа учителей с технически одаренными детьми и подростками; выявление условий развития технической одаренности детей и молодежи; определение психолого-педагогических факторов выявления и развития технической одаренности детей и молодежи.
Только за 2018 год преподаватели института сделали более 200 докладов на конференциях и форумах различного уровня, так, например, с докладом о механизмах достижения универсальных и общепрофессиональных компетенций в подготовке учителя в соответствии новым ФГОС выступил доцент В.Л. Виноградов на Международном форуме «Евразийский образовательный диалог», г. Ярославль; о психолого-педагогических условиях формирования рефлексии учащихся начальных классов - доцент И.И.Ушатикова на ХXXVII Международной конференции «Актуальные научные исследования в современном мире», г. Переяслав-Хмельницкий (Украина). О результатах исследования по проблемам сохранения национально-культурной идентичности средствами семейного чтения выступили доцент О.В Шатунова, профессор Е.М. Шастина, доцент Г.Н.Божкова на VII Международой конференции "Воспитание и обучение детей младшего возраста" (ЕССЕ 2018), г. Москва; итоги исследования об образовании как мотивационном факторе адаптации иностранных студентов представила преподаватель кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации Ю.К. Казакова на международных конференциях Европейской Ассоциации Педагогического Образования (ATEE) г. Белосток (Польша) и г.Евле (Швеция)
Одним из самых крупных образовательных проектов, реализуемых на базе вуза и поддерживаемых научным сообществом, является Международный фестиваль школьных учителей, который проходит при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан. За время своего существования фестиваль принял более 3500 учителей-практиков из Татарстана, а также более 300 высококвалифицированных специалистов из России и зарубежья. Данный проект помогает расширить международное сотрудничество, среди вузов-партнеров: Северный (Арктический) федеральный университет, Вятский государственный университет, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Западно-Чешский университет (г. Пльзень), Дрезденский университет (Германия), Университетский колледж в Дублине (Ирландия), Тракийский университет (Болгария), Техасский университет в Эль Пасо (США) и др. Фестиваль является не только форумом по обмену передовым педагогическим опытом, но и научно-исследовательским, методическим центром проектирования и реализации инновационных моделей организации непрерывного педагогического образования, в центр обсуждения результатов этого образования на уровне школ и вузов с помощью широкой российской и международной педагогической общественности. Чем, несомненно, вносит большой вклад в задачи развития приоритетного направления «Учитель ХХI века», в рамках которого реализуются инновационные практики подготовки и профессионального развития педагогических кадров по всему спектру школьных предметов и профилей.
Кропотливая и ежедневная работа в области педагогического образования и науки позволила ученым Елабужского института КФУ внести свой вклад в рост показателей Казанского федерального университета в ведущих зарубежных рейтингах THE и OS.