История о легендарном фронтовике, который много лет посвятил вузу и Елабуге.
В конце 1960-х годов в Елабуге в рабочей поездке несколько дней находился некогда очень популярный в СССР писатель и публицист Орест Мальцев (1906-1972): в 1952 году он был удостоен Сталинской премии в области литературы и искусства. Мальцев собирал материал для очерка «Сказ о Елабуге», а сопровождал его очень известный в нашем городе человек – Михаил Карпович Петров. Петров в это время работал фотокорреспондентом елабужской газеты «Новая Кама».
Весьма оригинальный подарок преподнес на прощание елабужанин гостю из Москвы: Петров, как позже напишет Мальцев в своем «Сказе», с риском для жизни поднялся на колокольню Спасского собора, чтобы в очередной раз сделать свой самый-самый лучший снимок самого-самого лучшего города. Ну и, конечно, подмечает Мальцев, чтобы «полюбоваться своей милой Елабугой, чем-то напоминающей ему итальянский город».
О чем, глядя вновь и вновь на любимую Елабугу с высоты птичьего полета, думал в недавнем военном прошлом летчик-штурмовик? Может быть о том, как это прекрасно жить в удивительном, таком родном маленьком городе, до которого не долетел ни один фашистский самолет, на который не упал ни один немецкий снаряд. Как знать, как знать…
Михаил Карпович Петров родился 7 января 1921 года в Новосибирске в семье морского офицера. Уже в детстве Миша проявил себя – озорник, умный, сообразительный и предприимчивый. Про озорство судите сами: в 2,5 года исчез из дома и чуть было не упал в бурлящую от половодья реку. В 8-10 лет чуть не погиб под колесами паровоза, а в 10-11 лет прямо в магазине у всех на виду оказался в 200-литровой бочке с жидким повидлом. Но это были детские шалости, а вот Миша-подросток мог зимой выйти в одиночный лыжный поход на 150-200 км, ночуя в стогах сена или на деревьях.
После школы Михаил Петров без труда поступил на геологический факультет Томского университета. Учеба давалась легко, свободное от учебы время он заполнял тем, что учился прыгать с парашютом и летать на легкомоторных самолетах, а также водить мотоцикл и автомобиль. Смерть отца внесла свои коррективы в жизнь студента Михаила Петрова: чтобы финансово помогать семье, он переводится на заочное обучение и поступает учиться на трехмесячные курсы топографов.
Вскоре землемер Михаил Петров приступил к работе в колхозах Алтая, а затем на границе с Монголией. Именно здесь в июле 1941 года он от начальника погранзаставы узнает о том, что началась Великая Отечественная война. Петров рвется на фронт. Помня, что у него имеется самолетный и парашютный опыт, его направляют в Саранск, учиться в эвакуированном из-под Ленинграда 3-м Военно-морском авиационном училище.
Обучение в условиях военного времени ускоренное: в январе 1943 года летчик-штурмовик Михаил Петров направлен в перегоночный авиационный полк Военно-воздушных сил Военно-морского флота. Сам Петров уже в мирное время шутил, что служил в «мокрой» авиации. В годы войны заводы Казани и Куйбышева (с 1991 года – Самара) выпускали самолеты «Пе-2» и «Ил-2». Эти воздушные машины, получая буквально в масле с завода, летчикам перегоночного полка нужно было доставить на флот и флотилии в Мурманск или Сталинград, Одессу или Севастополь, Ленинград или Киев, в Прибалтику, а то и Польшу, Германию…
Наши действующие фронты нуждались в самолетах, пожалуй, более всего, ведь господство в воздухе – это прямой путь к нашей победе. Перелеты происходили в составе восьмидесяти самолетов, эскадрильями. Угрозу перегоняемому на значительные расстояния самолету несли как погодные условия и сложные посадки на незнакомых аэродромах, так и «встречи» с вражескими истребителями и огонь зениток.
В мае 1944 года самолет, управляемый Михаилом Карповичем, был над Финским заливом атакован фашистскими истребителями. Стрелок-пулеметчик погиб сразу, пилота спасла бронированная кабина, но он получил многочисленные повреждения от разлетевшегося на куски фонаря – стеклянной части кабины, обеспечивающей пилоту визуальный обзор.
Вспоминая тот день, Михаил Карпович отмечал, что он помнит, как завалил горящий самолет на бок, как отстегнул привязные ремни, но абсолютно не помнит, как смог вывалился из горящей кабины и дернуть кольцо парашюта. В Балтийское море он упал без сознания. Ему повезло: гибель советского самолета наблюдали наши моряки-подводники с совершенно случайно оказавшейся в этом квадрате подводной лодки. Моряки баграми выловили летчика, оказали ему первую медицинскую помощь и доставили в Кронштадтский госпиталь.
Здесь врачи извлекли из его головы, шеи и груди более сотни осколков. Под угрозой после полученных ран оказалось зрение. Тогда Петрова мучил только один вопрос – «Как я буду жить слепым?». Летчика отправили в Ленинград, где случилось медицинское чудо – 23-летнему старшему лейтенанту Михаилу Петрову врачи поставили на место и пришили левый глаз, поправили правый. Петров навсегда запомнил фамилию золотых рук Мастера – Циммерман.
Постепенно вернулось более 75 процентов зрения, и Михаил вновь стал проситься на фронт. Однако врачи категорически запретили ему летать самому: можно было только штурманом или стрелком-радистом. Исходя из этих рекомендаций, Петрова направили штурманом в группу летчиков, перегонявших американские самолеты-бомбардировщики «Бостон» с Аляски (город Ном) на наши авиабазы. Пять его подобных маршрутов прошли без сучка, без задоринки.
А шестым маршрутом стала его «Кругосветка»: в Номе, когда стояла нелетная погода, он получил задание сопровождать советского дипломатического курьера на автомобиле «Линкольн» до города Бостон. Проехать за 12 дней пришлось, помимо Аляски, по Канаде и США – всего более 7000 км. Из Бостона Петров на американском корабле добрался до Исландии (Рейкявик), оттуда на самолете-амфибии долетел до порта Ваенга под Мурманском, затем поездом отправился в Москву, а оттуда в Саранск. Так и случилось его собственное кругосветное путешествие, в ходе которого он преодолел более 20 000 км.
Свой День Победы Михаил Петров встретил в Саранске. Этот незабываемый день остался в памяти Михаила Карповича на всю его послевоенную жизнь: «Не было конца радости в этот счастливый день, началась пальба из пистолетов в воздух, крики радости, а дежурный по гаупвахте открыл двери и всех наказанных выпустил – амнистировал».
В июне 1946 года Михаил Петров демобилизовался. Но вскоре военкомат, обратив внимание на его мирную профессию, направил его на Урал – на закрытое производство под руководством «отца» советской атомной бомбы Игоря Васильевича Курчатова (1903-1960). В 1953 году Петров прибыл осваивать нефтяную отрасль Татарии: в строящемся Альметьевске он работал начальником отдела по труду и заработной плате «Татнефтестроя».
В этот период он активно проявил себя в фотоделе: его 13-метровая панорама Альметьевска несколько лет экспонировалась в Москве в Музее революции (с 1998 года – Государственный центральный музей современной истории России).
Петрову было 40 лет, когда в 1961 году он приехал в Елабугу. Поначалу работал в «Стройтресте №7», который поднимал тогда новый город, а когда трест ликвидировали, пошел работать в газету «Новая Кама» фотокорреспондентом.
Увлечение фотографией преобразило его жизнь. Он снимал перекрытие Камы у Набережных Челнов и ввод в строй моста через Вятку, строительство новой и обновление старой Елабуги, снимал в 1968 году похороны первого космонавта Юрия Гагарина и пресс-конференции с космонавтами. Но, пожалуй, большая часть сделанных им снимков (сам Михаил Карпович отмечал, что в его фототеке 118 080 негативов) приходится на его елабужский период.
Сотни фотографий Петрова, напечатанных в елабужской газете, без преувеличения, составляют золотой фотофонд истории Елабуги 1960-2000-х годов. Михаил Петров стал одним из самых вдумчивых и трепетных фотолетописцев Елабуги.
В 1969 году он по приглашению ректора Елабужского государственного педагогического института (ЕГПИ) Евгения Яковлевича Тихонова стал заведовать фотолабораторией при учебном заведении. За свою «фотожизнь» Михаил Петров стал автором более 5000 фотографий, опубликованных в газетах и журналах нашей огромной страны. В 80 лет он все-таки покинул вузовский фотопост.
Елабуга стала литературно-публицистической родиной Михаила Петрова: находясь на заслуженном отдыхе, он издаст три небольшие по объемам книжки – «Сборник рассказов из XX века» (2003), «Вокруг света в Великую Отечественную войну» (2004) и «Перегонщики самолетов» (2004). К сожалению, книжки вышли весьма скромными тиражами (от 100 до 300 экз.). Поэтому очень кстати будет в год 80-летия Великой Победы переиздать сочинения летчика-штурмовика и фотолетописца Елабуги под одной обложкой. Подготовкой издания в настоящее время занимается сын Михаила Карповича Сергей и сотрудники Библиотеки Серебряного века Елабужского государственного музея-заповедника.
Боевые награды Михаила Петрова
Герой удостоен высоких наград за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны:
Андрей Иванов, заведующий Библиотекой Серебряного века ЕГМЗ, выпускник Елабужского института КФУ