Лекции видного российского журналиста, телеведущего, политолога, декана Высшей школы телевидения МГУ Виталия Третьякова, прочитанные им на минувшей неделе различным аудиториям КФУ, стали заметным событием для университетских гуманитариев. Политические воззрения мэтра вызвали ряд критических комментариев, однако то, что Третьяков - высокий профессионал, сомнений не вызывает. Об этой стороне своей деятельности, о том, как и к чему надо готовить будущих журналистов, Виталий Товиевич рассказал в эксклюзивном интервью университетским СМИ.
- Виталий Товиевич, какие наиболее актуальные проблемы можно сейчас выделить в подготовке журналистов и как их решить?
‑ Сегодня ведутся споры по поводу того, есть ли вообще теория журналистики. Она существует, конечно, есть наука журналистика, об этом довольно много написано… Но я бы так ответил на ваш вопрос. В ядерную физику, ничего о ней не зная, прийти невозможно. В журналистику – можно, и можно даже преуспеть, не имея профильного образования, что мы сплошь и рядом и видим на сегодняшний момент. Но журналистика ли это? В нашей профессии сегодня очень много болтунов, у которых подвешен язык, и порой с него слетают слова, которые не стоило бы произносить в приличном обществе. Это отдельная актуальная проблема.
На сегодня большинство людей узнают о том, что случилось в мире, из СМИ, прежде всего, из теленовостей. Для меня ясно, что телевидение – часть массовой культуры, и существует необходимость проведения соответствующей теоретической подготовки студентов для того, чтобы они осознали роль телевидения. Эту мою концепцию разделяют немногие, на журфаках, где существует кафедра телевидения, в основном учат западным теориям, что мне никогда не нравилось. Но практика – камера, техника съемки репортажей – этому можно обучить очень быстро. Уже через полгода человек приобретает достаточный опыт для того, чтобы делать простенькие, незамысловатые репортажи. Но если ты хочешь сделать карьеру на телевидении, изменить что-то на нем, возглавить, создать новый телеканал, то, конечно, тебе необходимы теоретические знания, а не только сведения, сводящиеся к тому, что «Кто платит – тот заказывает музыку, кто платит – того показывают». Нужно понимать, что существуют другие аспекты нашей профессии.
- Сегодня о многих вещах люди узнают не из традиционных СМИ, а из социальных сетей. Какова миссия тележурналиста в таких условиях, для чего он вообще нужен?
‑ В последнее время этот вопрос задают очень часто. Если где-то что-то случается, то надо суметь раньше всех там оказаться и рассказать широкой публике о том, что происходит. Такова наша миссия. Однако сейчас у журналистов нет такого преимущества перед всеми остальными, потому что с мобильником, фотокамерой, видеокамерой возможность передать изображение и дать свой комментарий появилась у каждого. Давайте возьмем как пример литературу. Перо, бумага, пишущая машинка также появились давно, никому не запрещалось писать романы, но кто печатал эти романы, кто делал отбор? Возможно, погибли как гениальные, так и вовсе не известные писатели. Но все же большинство из них были графоманами. Сейчас этот отбор также происходит. Да, вы обмениваетесь друг с другом в сетях кадрами челябинского метеорита, но эта картинка с мобильника становится массовой новостью, событием для всех только тогда, когда выводится на всероссийский экран. От того, что 25 тысяч людей обменялись информацией до того, как «Первый канал» или канал «Россия» вышли в эфир с этим сюжетом, ничего не меняется, ведь этот обмен информацией в социальных сетях не становится журналистикой. А редакции телеканалов в дальнейшем будут покупать лучших из видеоблогеров.
- Но в Интернете работают также и профессионалы. Существует, например, Интернет-телевидение. Сможет ли оно вытеснить эфирное и кабельное ТВ, возможна ли модель взаимодействия между этими носителями и сетевым?
‑ Что такое Интернет-телевидение? Какая разница человеку, который смотрит на экран, где показывают картинку, каким образом сигнал к нему доставлен? Сейчас в нашем распоряжении тысяча каналов – выбирай что хочешь! Другое дело, что не может нормальный человек, у которого есть семья, работа, хобби, поездки, заниматься выбором из тысячи каналов каждый день. Он будет следовать традициям, рекомендациям коллег, друзей, тех, кому он доверяет. Необходимо понимать, что самые мощные телеканалы – самые известные, и у самых известных больше всех денег для того, чтобы постоянно присутствовать в эфире. Если ты вещаешь 24 часа в сутки, то у тебя больше шансов на то, что тебя будут постоянно смотреть, нежели, если ты вещаешь даже интересно, но всего пару часов.
Представьте, что вы приходите вечером домой, вам необходимо подготовиться к занятиям, а вы думаете: дай-ка я еще часа полтора посижу, полажу по интернету. Конечно, кто-то так и делает, существуют такие маньяки, которые каждую ночь сокращают свой сон, у них мозг и глаза срослись с экраном. Если они так зависят от того, что им показывают в интернете, а в жизни ни работа, ни любовь, ни дети, ни семья, ни папа, ни мама, ни друзья их не интересуют, то это уже люди-роботы, которые экран поставили в голову и воткнули себе трубку, по которой другие люди могут им передавать свои мысли. Но, слава Богу, большинство людей не таковы, иначе пришел бы конец разумному, свободному человечеству. Если у вас всего пять лотков, то вы сами решаете, откуда что брать, а если перед вами пятьсот лотков?.. Так возникают на этом рынке некие структуры, которые за вас делают отбор, ‑ это редакции, которые делают отбор материалов, не формируя свою собственную программу, как мы привыкли это видеть. Они будут это делать в виде подсказок, которые будут направлять людей или просто будут подбирать, выбирать из тысячи каналов десяток, формируя набор для спортсменов, для идиотов, для продвинутых, лузеров, преуспевающих, гуманитариев, физиков, тех, кто любит порнографию, кто не любит порнографию и прочих.
- Так вы на стороне Интернет-телевидения или на стороне классического ТВ? Каким вы видите телевидение будущего?
‑ Пятьдесят лет назад телевидение уже было, и это было технической новинкой. Классические СМИ – это газеты, журналы, радио, а вот телевидение – неклассическое СМИ. Интернет – заклассическое. Какая разница, как доставляется сигнал? Единственное, что нового в Интернет-телевидении – это то, что непрофессионалы получили возможность конкурировать с профессионалами, каждый может создать себе телеканал. Вы можете представить, что миллион таких активистов конкурируют с «Первым каналом» или каналом «Россия»? Сколько денег у ГТРК и сколько у этого, пусть и талантливого, мальчика? Либо его, этого мальчика, «Первый канал» купит, в конце концов, либо создаст свои интернет-проекты. Вы думаете, что там не видят своего поля, отдадут этим «мальчикам» телевизионной самодеятельности свою профессию? Конечно же, этого не будет.
- В погоне за зрителями сегодня журналисты используют совершенно разные форматы, новости читают рэпом, используют в видеоряде анимацию, комиксы… А как вы представляете себе современный формат, который смог бы заинтересовать широкую аудиторию?
‑ Слово «современный» для вас, вашей мамы, бабушки звучит одинаково, а значение вы, мама и бабушка вкладывают в него разное, хотя живете вы в одно время. Человеческая цивилизация существует уже несколько тысяч лет, и в таком развитом интеллектуальном виде, как минимум, пять тысяч лет. Мир до нас был, и ТВ изобрели не мы с вами, а те, кто родился до нас. Бить чечетку на экране, например, мы всегда любили, а также любили читать новости. Бить чечетку, читая новости, можно раз, два, но ты не будешь слушать человека, который при этом стучит ногами. Вы сказали о людях, которые читают новости в стиле рэп. На мой взгляд, это сумасшедшие люди.
- Лозунг высшей школы телевидения МГУ – «Мы сделаем телевидение лучше». Каким образом можно изменить телевидение к лучшему, и что плохого в нем на данный момент?
‑ У меня очень критическое отношение ко всему телевидению в целом, и к российскому, в частности. Но, тем не менее, телевидение сегодня – часть массовой культуры. Человечество существовало до нас многие тысячелетия, и всегда были умные люди, которые находили ответы на все вопросы. В игры играть интересно, но если взрослый играет в детские игрушки, как вы к нему отнесетесь? Я думаю, как минимум, будете удивлены. С помощью игр можно обучать маленьких детей. А до десятого класса обучают с помощью игрушек только детей умственно отсталых. Современное телевидения, и в этом у меня к нему претензия, работает со здоровым психически населением, а это большая часть аудитории, с помощью игрушек.
Я своим студентам говорю так: «Мы вас пытаемся обучать так, как будто вы будете работать на телеканале «Культура» На этом телеканале тоже есть свои слабости, но нельзя не заметить, что телеведущие ТК «Культура», если задают вопросы, например, о музыке, то знают не одного композитора, а всех видных композиторов, музыкальные произведения. На других ТК тележурналисты очень часто задают вопросы, не имея представления, о чем говорят… Мы пытаемся готовить специалистов, знающих гуманитарные сферы науки, все то, что касается культуры и искусства. Мы отталкиваемся от классических культурных образцов. На какой ТК попадет человек, как у него сложится судьба, мы запланировать не можем, но, по крайней мере, он придет туда не невеждой. Пока создавался мой факультет, просьбы руководителей ТК России ко мне были такие: «Нам надоело отбирать для работы в эфире из тысячи невежд одного, который, кажется, знает, что Волга впадает в Каспийское море». В этом опасность Интернет-ТВ. Невежда получает возможность выходить в эфир, воздействовать на широкие массы, демонстрировать свое невежество, причем, даже не понимая этого! Он так воодушевлен, что его энтузиазм заражает, и, таким образом, плодятся другие невежды.
Телевидение – мощнейшее политическое оружие. Необходимо воспитывать людей, чтобы идиоты, невежды не получали эфир. Я называю это спиралью невежества. Пять человек могут вести умные разговоры, а зайдет один и расскажет похабный анекдот, и все те, которые вели умные разговоры, через некоторое время будут рассказывать похабные анекдоты. Вот что может один пошляк и невежда сделать! А теперь возьмем другую ситуацию: пять человек рассказывают похабные анекдоты, входит один умный, доктор наук, и предлагает тему для обсуждения, например, о смысле бытия. Думаете, они начинают обсуждать эту тему? Через пять минут этот доктор философских наук тоже начинает рассказывать похабные анекдоты! Невежда заставляет интеллектуалов подстраиваться под себя, это и называется спиралью невежества!
- Что же с этим делать?
‑ Если общество полностью отказывается от высокой культуры, оставляет ее для какой-то элиты, а для себя ‑ современную массовую культуры, то этому обществу наступает конец. Я вижу, что Европейская цивилизация движется к своему упадку. За последнее время ни нового Толстого, ни Достоевского, ни Мопассана, ни Гюго не появилось, это о многом говорит. Судя по всему, все вершины, достижения нашей цивилизации в сфере искусства позади. Мы с вами, получившие университетское образование, оглядываемся назад, на прошлые образцы культуры, а остальные даже не могут отличить, Чехов это или Толстой, или Достоевский. У того борода, у этого борода… Кто «Анну Каренину» написал? Ну, скажут, это кто-то с РЖД… Это сплошное невежество, цивилизация погибнет, если государство, власть, парламент не одумаются, не скажут, что нельзя с помощью технически организованной системы коммуникации оболванивать людей. Кто будет через пятьдесят лет создавать новое телевидение? Не останется таких людей, все превратятся в идиотов. Так что пора заканчивать это, иначе Европейской цивилизации не станет.
- Вопрос частного, можно сказать, характера: в большинстве вузов существуют свои СМИ. Как вы думаете, в чем их предназначение?
‑ Да, существуют вузовские газеты, их электронные версии, в ряде университетов есть свое ТВ. И вот то, что относится к вузу, приросло к нему и в меру интересно составляет их содержание. Это новости из ректората, деканата, посещение высоким гостем университета. Интересует это студента или не интересует – не важно, это идет как официальная хроника. Параллельно с этим повсюду существуют различные СМИ, которые ругают все, что происходит в университете, это так называемая контр-официальная информация. Это ненормальное состояние, потому что скучно‑официальная информация и эта ругань, часто бессмысленная, тоже надоедают всем, кроме тех, конечно, кто этим занимается, им-то всегда хочется думать, что они приобретают тем самым громадную аудиторию. Важно соединить эту студенческую активность, стихийную, но не обругать соседний факультет, а иногда и свой родной, кстати. Наверное, предназначение в этом. Но и в информировании, оценке, обсуждении актуальных тем тоже. А склоки на страницах таких СМИ… Мне никогда не нравилось, когда чуть ли не каждый третий полощет имя университета. Раз университет такой плохой, то для чего ты в нем учишься? Уходи! Нет, не уходят, «корочка» всем нужна.
- Что бы вы пожелали людям, только приходящим в эту профессию? У вас есть книга «Как стать знаменитым журналистом», расскажите, как этого достичь?
‑ В книге есть ответ на этот вопрос, состоящий из множества пунктов. Но есть рецепт более сжатый. Первое: надо овладеть ремеслом, то есть научиться делать все, что необходимо в профессии журналиста, не хуже других. Если тебя посылают на задание, то ты всегда должен сделать его хорошо. Следующий этап: достижение мастерства, то есть ты должен научиться делать что-то лучше других. Лучше получается интервью? Значит, занимайся интервью, но не отказывайся от другой работы. Третий этап наступает, когда приходят слава, известность, деньги, поклонники, то есть продовольственная корзинка знаменитого человека, когда ты что-то в журналистике делаешь так, как никто другой не делал до тебя не только в твоей редакции, но и в соседней… Тогда все понимают, что если в эфире «этот», то нужно слушать и смотреть его!