|
Итак, наступил Новый учебный год, с чем мы Вас, всех посетителей сайта Департамента образования, и поздравляем! Наиболее важные события, которые отмечались до недавнего времени в мире электронного образования, ознаменовались мощным развитием систем МООС (Massive open online course), что, очевидно, было вызвано рядом макроэкономических и технологических обстоятельств, сложившихся в мире на рубеже последних двух-трех лет. Это связано не только с попытками преодоления последствий экономических кризисов (в том числе и в системе образования), но и, необычайно адекватным, применительно, к быстро изменяющимся условиям социальной среды, прогрессом в средствах и способах контактирования людей - инфокоммуникациях, что, в свою очередь послужило толчком, для появления, принципиально, новых подходов в обучении (методах обучения), наметившихся сегодня в современной педагогике.(Об этом см. более подробно, например, в июньском релизе новостей e-Learning). Разумеется, эти же причины, можно было бы рассматривать в качестве катализаторов, продуктивно воздействующих на процесс совершенствования технологических и дидактических средств используемых LMS: почти вся линейка, наиболее известных и популярных, используемых в мировой практике брэндовых систем управления обучением сделала мощный рывок в усовершенствовании своих платформ. Но все-таки, в качестве главного вектора, характеризующего эволюцию в электронном обучении на современном этапе, справедливо было бы рассматривать взятый на вооружение многими ведущими научными и образовательными центрами курс на стратегию создания и управления образовательными ресурсами, предназначенными для массового пользователя. Этот глобальный, грандиозный (во многом экспериментальный) проект – самая яркая и интересная веха нашего времени не только в электронном, но, вообще, в образовательном процессе, в целом (как знать, может быть, будущее покажет, и в социальном аспекте, также. Анализируя первые отклики о начавшемся развёртывании работ по данной тематике: статьи, высказывания, комментарии и проч., можно отметить со стороны всех заинтересованных сторон: разработчиков проекта, специалистов и практиков образования естественную для столь масштабного дела реакцию озабоченности, огромной ответственности, попыток критического осмысления такого необычного и инновационного процесса, вызванных глубоким осознанием серьезности поставленных задач, стремлением добиться значимых результатов. Можно не сомневаться, что все, возникающие в ходе реализации разработки, вопросы будут тщательно анализироваться и поиски решений не заставят себя долго ждать: конструктивно, проект чем-то напоминает виртуальный образовательный конвейер, в функционировании которого подразумевается много совместной работы студентов, тьюторов и проч., и который, тем не менее, должен ориентировать своих пользователей на глубокую персонализацию образования. Сегодня дискуссии по тематике MOOC начинают чуть-чуть сбавлять свой темп, мировая аналитика процессов образования по данному направлению как бы интуитивно отходит в тень, уступая место большой практической работе. В подобной ситуации, в наблюдении таких переходных (установочных) процессов самое правильное - сделать некоторую паузу, дождавшись первых результатов, попытаться затем определить направления и особенности генезиса. Поэтому, на какое-то время и нам нелишне будет переключить свое внимание немного больше на другие аспекты онлайн обучения, не забывая, конечно, об ожиданиях интереснейших результатов массового эксперимента, которые, при любом раскладе событий, очевидно, будут получены при прохождении его следующих этапов. (И.С. Ермолаев)
|