ПРОГРАММА КУРСА
Современная дидактика химии
Базовая продолжительность курса 2 недели (72 часа). При необходимости количество часов, отведенных на практические занятия, может быть увеличено.
Аннотация: Рассматриваются актуальные вопросы дидактики химии. Акцент сделан на проектной технологии обучения химии с учетом индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. При составлении тестовых вопросов, проектных и кейс-заданий в основном использован авторский материал.
Лекционный курс
Тема 1. Документы, отражающие содержание химического образования.
1. Закон об образовании. Концепция учебного предмета «химия». Учебный план школы. Программа как документ, определяющий содержание учебного курса «химия».
2. Учебник как форма представления содержания химического образования. Логическая структура содержания курса химии и ее отражение в учебнике. Матричный метод анализа логичности содержания учебного курса химии.
3. Учебно-методический комплекс по химии.
Самостоятельная работа: Разработка логичного минипроекта по методике обучения решению расчетных задач по химии разного уровня.
Тема 2. Химическое образование как дидактическая система. Процесс обучения химии.
1. Дидактика химии как наука и учебная дисциплина.
2. Понятия «система», «образование», основные компоненты в системе химического образования.
3. Цели и функции химического образования, дидактические принципы в химическом образовании.
4. Дидактическая модель обучения химии.
5. Содержание общего химического образования.
6. Средства и методы химического образования.
7. Урок – основная форма обучения химии. Планирование систем уроков по химии (тематическое планирование).
8. Объяснение нового материала – составная часть урока. Объяснение нового материала. Трудности объяснения нового материала.
9. Проверка химических знаний школьников. Текущая и тематическая проверки знаний.
Самостоятельная работа: Разработка экспериментального минипроекта для выполнения на уроке химии.
Тема 3. Развитие и воспитание учащихся средствами учебного предмета «химия».
1. Формирование у школьников приемов умственных действий (умений выделять главное, сравнивать, определять и объяснять понятия; приемов выведения следствий и подведения их под понятия; умений выделять свойства изучаемых объектов; приемов конкретизации и доказательства) на уроках химии.
2. Развитие мышления школьников при обучении химии. Обучение учащихся реализации межпредметных связей. Формирование основ научного химического мышления обучающихся. Развитие речи школьников при объяснении естественнонаучных явлений.
3. Формирование научного мировоззрения (характеристика мировоззренческих знаний школьников и условия их формирования) при обучении химии.
4. Формирование химико-экологической культуры обучающихся (экологические знания как компонент мировоззренческих знаний и условия их формирования на уроках химии).
Самостоятельная работа: Разработка проекта по применению технологий интеллект-карт и развитию критического мышления при обучении химии.
Тема 4. Организация, управление, современные технологии в химическом образовании.
1. Понятия «организация» и «управление».
2. Организация химического образования (формы организации химического образования: урок, внеурочная деятельность, факультативы; организация учебной деятельности).
3. Познавательные задачи в химическом образовании.
4. Традиционные технологии обучения химии.
5. Инновационное обучение химии, его особенности.
6. Информационно-коммуникативные технологии в химическом образовании.
Самостоятельная работа: Выполнение проекта по разработке и применению видео-роликов реального химического опыта и цифровых лабораторий по химии.
Тема 5. Методология в химическом образовании.
1. Понятия «методология» и «методология образования».
2. Структура химического образования. Понятие «непрерывное химическое образование».
3. Методологические подходы в непрерывном химическом образовании (системно-деятельностный, естественнонаучный, гуманитарный, компетентностный, интегративный, инновационный, аксеологический, антропоэкологический подходы)
Самостоятельная работа: Выполнение проекта по применению методологических подходов в химическом образовании.
Тема 6. Химико-педагогическое образование в интересах устойчивого развития общества.
1. Концепция устойчивого развития.
2. Образование для устойчивого развития.
3. Химико-педагогическое образование для устойчивого развития.
Проведение итоговой аттестации
Программу "Современная дидактика химии" можно представить в трех вариантах как:
Научный руководитель курса: зав.кафедрой химического образования, д.пед.н., к.х.н., профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Сурия Ирековна Гильманшина