С 21 декабря по 27 декабря 2021 года
Якутия открывает «новые горизонты РКИ»
Научный потенциал и возможности изучения русского языка как иностранного на якутской земле смогли раскрыть участники первого Азиатского международного форума «Новые горизонты РКИ», который состоялся 6-8 декабря в Якутске.
Целью форума стало обсуждение основных стратегических направлений развития практики преподавания русского языка как иностранного в контексте гуманитарных вызовов XXI века. На мероприятиях форума рассматривались новые образовательные модели сетевого взаимодействия, новые методики в практике преподавания русского языка, обсуждались передовые информационные ресурсы, программные инструменты и технологии. Отдельное место в повестке форума было уделено университетам Азии, являющимся опорными центрами научно-методического обеспечения преподавания РКИ.
В работе форума приняли участие представители ведущих российских вузов (МГУ, СПбГУ, МПГУ, РГПУ им. А.И. Герцена), а также учреждений высшей школы зарубежья — Китая, Казахстана, Киргизии. Всего в форуме приняли участие около 200 делегатов.
Подробнее на сайте РОПРЯЛ:
http://ropryal.ru/2021/12/якутия-открывает-новые-горизонты-рк/
Фестиваль «Россия – наш общий дом»
7-10 декабря в рамках очного этапа проекта «Мой дом — моя Россия» в Санкт-Петербурге состоялся Фестиваль «Россия — наш общий дом», который проводит АНО ЦДПО «АЛЬФА-ДИАЛОГ» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
На Фестиваль приехали 25 команд (школьники и педагоги, родители) — победители конкурса «Мой дом — моя Россия: по страницам моей земли» из разных регионов РФ: Удмуртии, Бурятии, Башкортостана, Республики Марий Эл, Краснодарского края, Республики Крым, Ростовской области, Тамбовской области, Смоленской области, Челябинской области, Ульяновской области, Воронежской области, Ярославской области, Курской области, Ханты-Мансийского Автономного округа, Нижегородской области, Севастополя, Астраханской области, Белгородской области и других.
Подробнее на сайте «Альфа-Диалог»: http://www.alfa-dialog.ru/10122021
Международная конференция «Русская и абхазская литературы: взаимоотношения, контакты, исследовательские перспективы»
9 декабря 2021 г. прошла Международная конференция «Русская и абхазская литературы: взаимоотношения, контакты, исследовательские перспективы». Соорганизаторами конференции выступили Отдел русской классической литературы ИМЛИ РАН, Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д. И. Гулиа Академии наук Абхазии (АБИГИ АНА) и Абхазский государственный университет (АГУ).
Конференция стала продолжением совместной работы российских и абхазских ученых, определив новый этап изучения межнациональных литературных и культурных связей в XIX и XX вв. Вниманию 40 участников конференции из России, Абхазии и Турции были предложены актуальные вопросы, продиктованные новыми историческими реалиями. Предметом обсуждения стала подготовка тома 2 коллективного научного труда «Абхазия в русской словесности XIX и XX вв.» и перспективный план научных встреч в 2022 г.
Подробнее на сайте http://imli.ru/2021/4900-mezhdunarodnaya-konferentsiya-russkaya-i-abkhazskaya-literatury-vzaimootnosheniya-kontakty-issledovatel-skie-perspektivy-otchet
Письменное явление: «Большую книгу» получил Леонид Юзефович
В столичном Доме Пашкова 9 декабря прошла церемония вручения крупнейшей отечественной литературной премии «Большая книга». Среди цвета приставленного к награде писательского «генералитета» призов удостоились признанный мастер исторической романитстики Леонид Юзефович за стерео-роман в письмах «Филоэллин», Майя Кучерская за биографию Николая Лескова «Прозеванный гений» и лауреат «Книги года» Виктор Ремизов с панорамным романом о сталинских стройках «Вечная мерзлота». Без наград остались не менее именитые Евгений Водолазкин, Михаил Гиголашвили и Оксана Васякина.
Подробнее на сайте https://iz.ru/1262377/daria-efremova/pismennoe-iavlenie-bolshuiu-knigu-poluchil-leonid-iuzefovich
Всего на 10 дней в Казани откроется выставка о Кави Наджми и его супруге Сарвар Адгамовой
15 декабря в Музее истории татарской литературы с мемориальной квартирой Шарифа Камала, который находится в Доме татарской книги, откроется выставка о Кави Наджми и его супруге Сарвар Адгамовой «Их неугасимый свет…». Она приурочена к 120-летию писателя и переводчицы. Сотрудники музея готовят необычный формат – казанцев ожидает перфоманс с участием актеров театра имени Кариева и музыкантов.
Подробнее на сайте https://kzn.ru/meriya/administratsii-rayonov/kirovskiy-i-moskovskiy/novosti/vsego-na-10-dney-v-kazani-otkroetsya-vystavka-o-kavi-nadzhmi-i-ego-supruge-sarvar-adgamovoy/
Авангард у панелек, татарская душа и технопрорыв: каким быть театру Камала?
Стартовавший в Казани открытый международный конкурс на разработку архитектурной концепции театра им. Камала перешел экватор. Участники проекта уже посетили столицу РТ и получили окончательный вариант функционального задания. В нем — уточненные запросы театра для конкурсной территории в 2,04 га, восточный зал с видом на небо и возможностью выхода к озеру, залы для репетиций и другие детали. В середине декабря финалисты должны презентовали предварительный проект экспертам и до начала февраля направить их жюри.
Подробнее на сайте https://www.business-gazeta.ru/article/532654
Целевые языки, виды деятельности, вовлеченность и эффективность заочного изучения языка
Эмпирические исследования заочного изучения языка расширяются постоянно. Однако расширяющиеся эмпирические исследования пока не предоставили результатов обзорных исследований. Чтобы представить своевременную картину области заочного изучения языка, в исследовании проводится обзор 33 соответствующих статей, взятых из баз данных Scopus и Web of Science. Результаты показали, что пять типов целевых языков, часто исследуемых в этой области (например, английский, немецкий, французский, китайский и японский), и семь основных типов заочного обучения (например, игры в цифровые игры, просмотр видео, чтение, прослушивание аудио, социализация с использованием технологий, общение лицом к лицу и написание композиций). Заочное изучение языка было в целом эффективным для развития языка и улучшения эмоциональных состояний при изучении языка.
Подробнее на сайте:
https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0253431
С 14 декабря по 20 декабря 2021 года
В Институте языкознания ведётся работа по изучению артикуляции звуков речи разных языков
В Институте языкознания РАН началась активная работа по изучению артикуляции звуков речи в разных языках при помощи аппаратуры Micro Speech Research Ultrasound. Это специальный УЗИ-прибор для фиксации и анализа движений языка при артикуляции звуков. Прибор дает уникальную возможность для изучения артикуляционных баз языков и сравнения их между собой, так как позволяет наблюдать за движениями кончика, средней части и корня языка, являясь при этом компактным, безопасным и неинвазивным прибором. В частности, сотрудниками отдела урало-алтайских языков была проведена запись речи носителей двух тюркских языков: карачаево-балкарского языка (карачаевского говора) и кумыкского языка (кайтагского диалекта).
Подробнее на официальном сайте Института языкознания РАН:
https://iling-ran.ru/web/ru/news/211029_micro_speech_research
Российский этнографический музей представил в Казани искусство народов Евразии
В Национальном музее Татарстана на несколько дней разместился передвижной проект Российского этнографического музея «Лоскутный узор: традиции и искусство народов Евразии», в которой собраны более 120 предметов народного рукоделия. Экспозицию оценила корреспондент ИА «Татар-информ».
В Национальном музее Татарстана на несколько дней разместился передвижной проект Российского этнографического музея «Лоскутный узор: традиции и искусство народов Евразии»
Подробнее на сайте Министерства культуры Республики Татарстан
https://mincult.tatarstan.ru/index.htm/news/2030304.htm
В Татарстане более 60% выпускников девятых классов выбирают колледжи и техникумы
В Татарстане более 60% выпускников девятых классов выбирают для обучения колледжи и техникумы. Об этом сообщил генеральный директор Центра развития профессиональных компетенций РТ Эмиль Губайдуллин на пресс-конференции в ИА «Татар-информ».
«Раньше считалось, что те, кто идет в ссузы, – троечники. Сейчас конкурс при поступлении в учреждения СПО сравним с высшими учебными заведениями. В некоторые организации конкурс составляет четыре, шесть и восемь человек на место. Средний балл – 4,5–4,8. Это не только на бюджет, но и на внебюджетное обучение. Желающих огромное количество», – рассказал спикер.
По словам Губайдуллина, многие родители интересуются, в каком колледже их ребенок сможет получить образование.
«Мы проводим родительские собрания для юниорских направлений. Спрос есть, а для обучения в республике есть и все возможности», – отметил он.
Гендиректор Центра развития профессиональных компетенций подчеркнул, что немало выпускников ссузов добиваются успехов, открыв свое дело или став самозанятыми. «Есть и те, кто уезжает работать в другие регионы и даже страны», – заключил он.
Подробнее на сайте Министерства образования и науки РТ:
https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2030472.htm
Минпросвещения выстраивает систему воспитательной работы в образовательных организациях
Проект «Навигаторы детства» успешно реализуется во всех регионах, и важно распространить его опыт на всю страну. Об этом в ходе рабочего визита в Международный детский центр «Артек» заявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Министр просвещения обратил внимание на то, что необходимо выстраивать систему воспитательной работы, охватывающую все уровни – от федерального до школьного.
«До недавнего времени мы сталкивались с проблемой разобщенности: Минпросвещения транслировало федеральную политику, эти идеи подхватывали регионы, но муниципалитеты и школы зачастую продолжали работать по-старому. Сегодня мы уже взаимодействуем с руководителями муниципальных органов управления образованием, и выстраивание такой вертикали позволит вывести систему воспитательной работы на новый уровень», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Он отметил, что предложения советников директоров школ по воспитательной работе будут использованы Минпросвещения России и Российским движением школьников в дальнейшей реализации проекта.
Подробнее на сайте Министерства образования и науки РТ:
https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2029682.htm
По дорогам Чайковского
Что объединяет города Глазов, Воткинск, Алапаевск, Санкт-Петербург, Москву, Клин и Чайковский?
В день всероссийской акции «Ночь искусств» ответ очевиден – объединяет искусство. Но все ли знают, что эти города исторически связаны с жизнью и деятельностью великого композитора и его родных? В каждом из перечисленных городов сохранились дома Чайковского, ныне музейные пространства, в которых время остановилось в тот самый момент, когда Петр Ильич шагнул за порог. Там хранятся истории счастья и страданий, любви и страхов, триумфов и падений. И именно там нужно искать ответы на самые главные вопросы.
Онлайн экскурсия по музейно-выставочному проекту «По следам Чайковского» открывает для этого прекрасные возможности. Выставка приурочена к 180-летию со дня рождения П. И. Чайковского и объединяет города, для которых П. И. Чайковский является культурным символом, влияющим на историческое и музыкальное развитие.
Подробнее на сайте ClassicalMusicNews.Ru:
https://www.classicalmusicnews.ru/video/tchaikovsky-roads/
Правительство утвердило постановление о бесплатном втором высшем образовании в области искусств
Начиная со следующего учебного года граждане смогут бесплатно получить второе или последующее высшее образование в области искусств. Порядок такого приёма, а также перечень вузов и специальностей утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Получить бесплатно ещё одно высшее образование можно будет в десяти ведущих профильных вузах. Это Всероссийский государственный институт кинематографии им. Герасимова, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Российский институт театрального искусства – ГИТИС, Театральный институт имени Б. Щукина, Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина, Школа-студия МХАТ.
Также в этом списке – Российская академия музыки имени Гнесиных, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Литературный институт имени А. М. Горького.
Подробнее на сайте ClassicalMusicNews.Ru:
С 7 декабря по 13 декабря 2021 года
Объявлены лауреаты премии «Поэзия» за 2021 год
Премия «Поэзия» объявила лауреатов. В номинации «Стихотворение года» победила Мария Малиновская с текстом «бело-красно-белый флаг». По информации организаторов, стихотворение было удалено из соцсетей по анонимному доносу, но доступна его публикация в журнале «Воздух».
Напомним, в премиальном списке изначально было 100 стихотворений разных авторов, включая Линор Горалик, Дмитрия Воденникова, Марию Степанову, Галину Рымбу и других. Содержание премиального листа — на сайте «Поэзии».
Также названы лауреаты номинации «Поэтический перевод» и «Критика». Лучшим переводчиком стала Ольга Седакова за «Фугу смерти» Пауля Целана. А лучшим поэтическим критиком — Илья Кукулин с текстом «Интернет и гетерохронность современной русской поэзии».
Подробнее на сайте:
https://literaturno.com/news-view/premiya-poeziya-vybrala-luchshee-stihotvorenie-goda/б
86 олимпиад помогут поступить в вузы на бюджетное место
Министерство науки и высшего образования утвердило список олимпиад, дающих льготы при поступлении в вузы летом 2022 года. Вплоть до поступления без экзаменов.
Участие во всех олимпиадах из перечня - бесплатное. Десять самых популярных вузов для олимпиадников: Высшая школа экономики, МГУ им. Ломоносова, Университет ИТМО, СПбГУ, МФТИ, Финансовый университет, МИФИ, РАНХиГС, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Сеченовский университет.
Подробнее на сайте:
https://rg.ru/2021/11/10/86-olimpiad-pomogut-postupit-v-vuzy-na-biudzhetnoe-mesto.html
Студенты смогут проходить практику у предпринимателей
Минобрнауки разрешит студентам проходить практику не только у юрлиц, но и в компаниях у индивидуальных предпринимателей. Ведомство подготовило проект поправок в Федеральный закон "Об образовании в РФ" в соответствии с поручениями президента Владимира Путина и вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
Сейчас в законе "Об образовании" понятие организаций, где студенты могут практиковаться, размыто. Минобрнауки предлагает ввести понятие "профильные организации": ими будут считаться юрлица, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты. Но только те, кто работает строго в соответствии с профилем, по которому учится студент.
Подробнее на сайте:
https://rg.ru/2021/11/11/studenty-smogut-prohodit-praktiku-u-predprinimatelej.html
Задача цифровых сервисов – оптимизировать работу учителя
По данным исследования «Яндекс.Учебника», охватившего порядка 1 млн детей, уже в начальной школе с каждым классом нарастает образовательная неуспешность. В первом классе лишь единицы не могут решить более 20% задач по математике с двух попыток, а к четвертому классу уже около трети учеников начинают отставать.
Школьное образование устроено так, что каждый новый блок знаний базируется на предыдущих, как в башне. Если ученик что-то пропустил из-за болезни или недопонял, его башня знаний становится менее устойчивой. Если вовремя обнаружить пробел и отработать материал, ученик будет готов к новым темам. Цифровые платформы могут в этом помочь.
Любой цифровой сервис автоматически проверяет выполнение заданий и выдает учителю статистику: кто делал домашнюю работу, кто с чем не справился. Сервис также предлагает дополнительный набор заданий для тех, кто не освоил тему. Задача цифровых сервисов – оптимизировать работу учителя. В идеале они должны взять на себя большую часть рутинной работы и стать независимым источником оценки каждого ученика. Это позволит учителю заниматься тем, что он сочтет важным: помочь классу пройти «узкие горлышки», разобрать индивидуально с учеником сложную для него тему, ставить перед детьми образовательные цели и мотивировать их добиваться результатов.
Подробнее на сайте Министерства образования и науки РТ:
https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2029736.htm
В Казани состоялся Tatar.Бу Хакатон, посвященный проф. Р. Г. Бухараеву
Конкурс был организован и проведен Институтом прикладной семиотики Академии наук РТ и АО "Татсофт" при участии Татарстанского республиканского молодежного общественного фонда «Сәләт», ГБУ "Молодежный центр «Сәләт»" совместно с Образовательной лабораторией "Sanak-lab".
Хакатон был организован в рамках ИТ-марафона DIGITAL SUPERHERO с целью создания инновационных приложений и сервисов, направленных на поддержку и развитие татарского языка в сфере информационных технологий. Победители и призеры Хакатона были награждены ценными призами и дипломами, приглашены для участия на Международный форум KAZAN DIGITAL WEEK, а также получили возможность пройти стажировку в Академии наук РТ.
Подробнее на сайте Института прикладной семиотики АН РТ:
http://antat.ru/ru/ips/news/14164/
Номер на колесах: дизайнер сделал из автомобиля микроотель с панорамными окнами
В этом году классическая модель Renault 4L отмечает 60-летие. В честь юбилея компания решила подарить легендарному авто вторую жизнь. Осуществить задуманное Renault помог известный французский дизайнер Матье Леаннер: он превратил Renault 4L в электрокар класса люкс, из которого получился гостиничный номер на колесах.
Микроотель называется Suite №4. В удивительном номере на колесах объединились жажда путешествий и мнение, что любые поездки — это уникальный опыт, а не простое стремление добраться в пункт назначения.
Дизайнер взял за основу классическую форму 4L и внес в нее серьезные коррективы. Половину кузова заменили на панорамные окна — они расположены по бокам и на крыше авто. По словам Матье, окна выглядят как архитектурное стекло, но они сделаны из прозрачного поликарбоната. «Я хотел создать комнату с видом, который можно было бы бесконечно воссоздавать. Как недостающее звено между мобильностью и неподвижностью, между путешествием и убежищем», — пояснил он.
Подробнее на INMYROOM:
С 30 ноября по 6 декабря 2021 года
Учредили литературную премию имени Урсулы Ле Гуин
По сообщению, опубликованному на сайте Литературного фонда Урсулы Ле Гуин, учреждена ежегодная премия имени известной писательницы в области художественной литературы.
В своей речи на Национальной книжной премии 2014 года она сказала: «Наступают трудные времена, когда нам будут нужны голоса писателей, которые могут видеть альтернативы тому, как мы живем сейчас, могут видеть сквозь наше охваченное страхом общество и его навязчивые технологии на другие способы существования и даже вообразить реальные основания для надежды. Нам понадобятся писатели, которые помнят о свободе — поэты, мечтатели — реалисты большой реальности».
Премия Урсулы К. Ле Гуин будет вручаться за лучшее художественное произведение, которое вышло в Соединенных Штатах на английском языке, ее денежный приз составит $25 тысяч. В случае если победителем окажется автор переводного романа, он разделит эту сумму с переводчиком.
Подробнее на сайте:
https://novostiliteratury.ru/2021/10/novosti/uchredili-literaturnuyu-premiyu-imeni-ursuly-le-guin/
Достоевский вошел в тройку самых популярных авторов худлита 2021 года
Более 394 тыс. книг Ф.М. Достоевского было выпущено в России в этом году, это - третье место в списке 20 наиболее издаваемых авторов по художественной литературе, что следует из предоставленного ведомством отчёта за текущий год. Первую строчку рейтинга занимает Стивен Кинг (общий тираж его книг в стране — 781,5 тыс. экземпляров), на втором месте — Джордж Оруэлл (482,6 тыс.).
В список самых популярных в России писателей также вошли: Эрих Мария Ремарк (378,5 тыс. экземпляров книг), Дарья Донцова (315,5 тысячи экземпляров) и Татьяна Устинова (306,5 тыс.). В топ-20 также вошли Борис Акунин (Григорий Чхартишвили, 285 тыс. экземпляров), Михаил Булгаков (266,9 тыс.) и Виктор Пелевин (172,5 тыс.).
Подробнее на сайте:
Людмила Петрушевская отказалась от звания лауреата Госпремии
Писательница Людмила Петрушевская опубликовала у себя на странице в фейсбуке пост о том, что она отказывается от звания лауреата Государственной премии РФ, которую ей вручили в 2002 году.
Причиной этому она назвала намерение властей ликвидировать Международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество «Мемориал», признанное «иностранным агентом».
Подробнее на сайте:
Студия Kukka создала коллекцию гобеленов для людей с дальтонизмом
Коллекция Chromarama направлена на повышение осведомленности о ежедневных препятствиях, с которыми сталкиваются люди с дальтонизмом, принимая во внимание визуальные ограничения не только в функциональном, но и в декоративном дизайне. В серию вошли пять тканых гобеленов с геометрическими узорами, которые основаны на принципах теста Ишихары — диагностического тестирования на восприятие цвета. Для создания коллекции команда студии Kukka работала с группой из пяти дальтоников, чтобы лучше понять то, какие цвета они не видят и какие оттенки путают друг с другом. В результате дизайнеры разработали по одному гобелену для разной формы дальтонизма. Проект вошел в шорт-лист конкурса Dezeen Awards 2021.
Подробнее на Desing Mate:
Татары Алтая выпустят аудиокниги произведений «Идегэй» и «Кысса-и Йусуф»
Татарский культурный центр «Дулкын» в Барнауле записывает дастаны «Идегэй» и «Кысса-и Йусуф» в виде аудиокниги. «Их аудиозаписи до сих пор отсутствуют в интернете. Это часть наследия тюркского народа. Чем больше мы знакомимся с разными культурами, тем легче понять друг друга», – сказал корреспонденту «Татар-информ» заместитель руководителя татарского культурного центра «Дулкын» Артем Зиннатуллин.
Ранее творческая группа записала произведения Габдуллы Тукая, Фатиха Амирхана, Фатиха Карима, Мусы Джалиля и Абдуллы Алиша.
Подробнее на сайте tatar-inform.ru:
Минпросвещения подготовило проект новых правил русской орфографии и пунктуации
Министерство просвещения разработало проект новых правил русской орфографии и пунктуации. Соответствующий документ опубликован на портале проекта нормативно-правовых актов.
Отмечается, что правила, которые актуальны в настоящий момент, были утверждены еще в 1956 году и стали первым общеобязательным сводом, однако с тех пор накопились разночтения, неточности и пробелы.
По мнению специалистов, за эти годы произошли изменения, искажающие правила правописания, возникли новые слова, типы слов и конструкции, написание которых существующими правилами не регламентировано, и поэтому возникла необходимость в обновлении свода правил грамматики русского языка. Вследствие этого и был создан данный проект.
В Минпросвещения подчеркнули, что новый свод сделает правила более полными и соответствующими современному состоянию русского языка.
Подробнее на сайте: