Микоян Артём Иванович (Анушаван Ованесович)
Сейчас между «необитаемой» баллистической ракетой и пилотируемым человеком самолетом еще есть довольно существенная разница и по скорости, и по высоте полета. В будущем эти два типа летательных аппаратов сольются в один. И скоро мы будем летать так быстро и высоко, как не летают сегодня даже герои фантастических романов.
Самолеты Микояна и Гуревича
В апреле 1940 года самолет И-200, названный в серии МиГ-1, впервые поднялся в воздух. Создававшийся в крайне короткие сроки истребитель не был лишен недостатков. Результатами его доработки стала новая модель КБ − самолет МиГ-3, который стал нашим основным высотным и ночным истребителем Великой Отечественной войны. МиГ-3 мог развивать скорость до 640 км/ч, что было рекордом того времени для серийных машин. Самолеты Микояна и Гуревича с первых дней войны участвовали в боях с врагами. В начале войны «МиГи» были самыми массовыми истребителями и составляли около 90% всей истребительной авиации.
Реактивные «птицы»
Уже в конце войны Микоян с коллегами вступают в гонку конструкторских бюро за первенство в создании реактивного самолета. В разработке микояновского КБ первоначально был истребитель И-290 с двумя двигателями под крылом, который в дальнейшем был переработан в И-300 с силовой установкой в фюзеляже. В итоге именно второй вариант пошел в серию под названием МиГ-9. 24 апреля 1946 года он стал первым советским реактивным истребителем, поднявшимся в воздух.
Сверхзвуковой истребитель
Первым сверхзвуковым серийным самолетом стал МиГ-19. Но одной из самых знаменитых моделей Микояна и Гуревича был сверхзвуковой истребитель третьего поколения МиГ-21, который выпускался около 30 лет подряд в Советском Союзе. Самолет выпускался также по лицензии в Чехословакии, Индии и Китае, где его производство прекратилось только в 2017 году. Скорость полета МиГ-21 в два раза превышала скорость звука. На этом самолете было установлено 24 мировых рекорда.
Гуревич Михаил Иосифович
12 июня 1957-го Гуревичу было присвоено звание Героя Социалистического труда. Михаил Иосифович шесть раз становился лауреатом Сталинской премии. А в 1962-м ему была присуждена Ленинская премия. Его "рекорд" по количеству премий не удалось побить никому, даже "любимцу богов" Константину Симонову.
Совместная работа с А. И. Микояном
В сотрудничестве с Микояном Гуревич разрабатывал скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолеты, среди которых первый советский турбореактивный истребитель МиГ-9 (1946), первый советский серийный истребитель со стреловидным крылом МиГ-15 (1947), МиГ-17 (1950), первый советский серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19 (1954), МиГ-21Ф (1957) и др. боевые самолеты. Большинство из этих машин строились большими сериями и находились на вооружении Военно-воздушных сил СССР.
Крылатые ракеты
В 1949-1961 гг. Михаил Гуревич руководил проектированием, постройкой и испытаниями крылатых ракет КС, К-10, Х-20, К-22 и их модификаций, которые вошли в состав вооружения самолетов-ракетоносцев Ту-4, Ту-16, Ту-95К и Ту-22.
«Комета-10» или К-10 предназначалась для поражения наземных или надводных целей в радиусе действия ~ 2000 км.
Ракета К-10 представляла собой беспилотный самолёт-снаряд со стреловидным крылом и оперением, с оригинальным подфюзеляжным расположением двигателя. Носовую часть занимает радиолокационная аппаратура самонаведения.
Штурмовики
В 1940 году Гуревич пришел к теме штурмовиков. Он предложил для рассмотрения проект одноместного пушечного бронированного штурмовика, выполненный им в инициативном порядке. В конструкции ПБШ-1 были использованы многие удачные наработки одноместного штурмовика ТШ-3. Пушечный бронированный штурмовик был предназначен для боевых действий по целям непосредственно на линии фронта. Его конструкция отличалась продуманной аэродинамикой, в которой чувствовалось влияние опытного истребителя И-200.
Туполев Андрей Николаевич
Хорошо летают только красивые самолеты
Первый самолет
Туполев тщательно изучал применяемые в конструкции летательных аппаратов материалы. В начале двадцатых на заводе Госпромцветмета в Кольчугино был получен легкий и прочный металл — кольчугалюминий. Туполев сразу оценил перспективность применения этого металла в самолётостроении. У него появилась идея построить самолёт собственной конструкции. Так как он много экспериментировал с выбором конструктивной схемы самолёта, и совершенно осознанно остановился на свободнонесущем моноплане . Проект получил обозначение АНТ-1. Самолёт представлял собой небольшой спортивный моноплан смешанной конструкции со свободнонесущим крылом с размахом 7,2 метра.
Первый цельнометаллический самолет
Туполев создает в 1924 году первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, построенный из легкого металла — кольчугалюминия. Для этого Туполев поехал в Кольчугино и лично руководил на местном заводе опытными плавками, пока производственники не освоили новый материал.
Тяжелый бомбардировщик
В ноябре 1924 года Ленинградское Остехбюро (Особое техническое бюро по военным изобретениям), занимавшееся разработкой противокорабельного оружия, выдало заказ на создание самолёта большой грузоподъёмности. Туполев сразу принимает решение делать двухмоторный свободнонесущий моноплан.
Работа по проектированию и изготовлению опытного бомбардировщика, названного АНТ-4, шла ударными темпами и была выполнена в срок. В ходе испытаний на АНТ-4 было установлено два мировых рекорда продолжительности полёта с разными грузами.