Любовь к природе. Садоводство и чаеводство
«Пчеловодство, цветоводство, строительство, лечение больных, а в последние годы и сельское хозяйство, - вот что наполняло досуг Александра Михайловича в деревне… Химии отводилось тут лишь столько времени, сколько требовалось для беглого просмотра важнейших химических журналов» – так писал в своих воспоминаниях о Бутлерове его племянник В.С Россоловский. Бутлеров был сторонником экономического преобразования России и рационального ведения хозяйства. Деятельность Бутлерова не ограничивалась пчеловодством. Он участвовал в обсуждении многих вопросов: о средствах для истребления сусликов, об охране птиц, о курсах и школах садоводства, о «Русском политико-экономическом словаре» и т.п. В 1885 году Александр Михайлович сообщил о своих опытах приготовления чая из листьев кавказских (сухумских) чайных листов кустов. Впервые чайные кусты пытались культивировать в Сухумском Ботаническом саду. Но, Александра Михайловича, на Кавказе, между Сухуми и Новым Афоном находился казённый участок земли, где он проводил свои опыты по пчеловодству и разведению чайного куста. Эти опыты оказались удачными, но призыв Бутлерова культивировать чаи на Кавказе был осуществлен лишь много лет спустя – уже при советской власти.
Первые образцы чайного куста на Кавказе, демонстрировавшиеся в Санкт-Петербурге на выставке. Вторая половина ХІХ века.
Сухумский ботанический сад
По воспоминаниям А.Е Арбузова, побывавшего у Бутлерова в раннем детстве вместе с отцом у хозяина дома: «…повел показывать сад оранжереи и главным образом пчельник, моё детское внимание было поглощено прекрасными газонами, клумбами и цветами…». Когда к Александру Михайловичу приезжали гости, он наслаждался восхищением гостей и тут же показывал какие-то особенные деревянные весы, грядки, питомники, собственноручно им самим посаженные и привитые фруктовые деревья. В своём имении Бутлеров разводил цветы, и ему удалось вывести особую породу русских роз, похожих на шиповник, которые цвели с весны до поздней осени.
Любовь к природе и труду.
Как любитель ручных работ Бутлеров нередко на токарном станке, помещавшемся в одной из комнат обширного дома в Бутлеровке, весьма искусно вытачивал различные вещи. И тогда, перед домом вырастала то ажурная оранжерейка, построенная по чертежам Александра Михайловича, то в углу сада возникало оригинальное помещение для зимовки ульев, украшенное незатейливой резьбой в русском стиле с флюгером наверху, вырезанным самим хозяином из цинкового листа с изображением вальдшнепа, летящего навстречу ветру.
Александр Михайлович первым в России построил в Бутлеровке для снабжения водой усадьбы гидравлический таран, изобретенный во Франции, в котором действующей силой является вода, поднимающая себя на известную высоту силой своего собственного течения, резко выбрасываемого в таране, где происходит «гидравлический удар», толкающий воду наверх. Он сам изготовил инструменты для нивелировки, разбил сеть водопроводных труб, руководил работой землекопов, плотников и кузнецов, до последнего момента не веривших, что вода может сама себя поднять в сад, во двор и в дом, расположенные высоко над речкой. Изумление крестьян, убедившихся в одно прекрасное утро в правильности хитрой выдумки хозяина, можно сравнить лишь с радостью самого Александра Михайловича, пережитой им, когда из наполнившихся за ночь труб вода пошла во все уголки усадьбы. Паломничавшие целое лето в Бутлеровку окрестные жители прозвали таран «бутлеровской самокачкой».
Гидравлический таран Монгольфье
Сельский лекарь
«Бутлеровские порошки»
В.С. Россоловский писал: «Бутлеровка представляла каждое воскресение летом место сборища больных со всей округи — сюда шли охотнее…, находя более внимательное и участливое обращение и… лечение… Доброкачественность и действительность лекарственных средств, отпускавшихся на Бутлеровской усадьбе, известны были не на один десяток верст кругом». Бутлеровка, с небольшим деревянным домом, садом, живописным прудом, скорее похожа на загородную дачу, чем на поместье, и владелец ее в своей поношенной тужурке, в очках и широкополой соломенной шляпе более напоминал сельского врача (особенно когда возился с приходившими к нему больными), чем помещика.
Он охотно оказывал помощь: вскрывал нарывы, зашивал раны, накладывал повязки с неизменной помощью Надежды Михайловны. Кое-какие навыки он унаследовал ещё от своего отца, который занимался на глазах у сына лечением крестьян. Из врача он нередко превращался в ветеринара: вспорют коровы друг дружке рогами вымя, наколется лошадь на плетень – крестьяне бежали в Бутлеровку за помощью, и Александр Михайлович с чрезвычайным терпением и искусством зашивал раны, перевязывал. В результате постоянной готовности Александра Михайловича оказать помощь нуждающимся, редкий день, особенно праздничный, не был окружён толпою больных, которые шли в Бутлеровку охотнее, чем в больницу.
В Бутлеровке крестьяне находили и больше простого человеческого участия, и те виды помощи, которых больница им дать не могла. Александр Михайлович понимал, что часто лечение требует не столько лекарств, сколько хорошего, питания и нередко оказывал нуждающимся помощь продуктами и деньгами. «Не обходилось без курьезов, - рассказывает племянник Надежды Михайловны – С.В. Россоловский, часто гостивший в Бутлеровке. - Некоторые больные лишь представлялись больными, чтобы получить лекарство даром, особенно хину, и затем на ближайшем базаре выгодно продать «бутлеровские порошки», пользуясь, тем, что доброкачественность и действенность лекарственных средств на бутлеровской усадьбе, известны были не на один десяток верст кругом». Едва ли не по всей Волге славились «бутлеровские порошки», под которыми в годы моего детства у нас в Саратове, например, вообще все излечивающие лекарства. В памяти моей понятие о «бутлеровских порошках» сохранилось так же отчетливо, как понятие о «боткинских каплях» или «каплях доктора Иноземцева», столь популярных в своё время в России». Бутлеров был также сторонником гомеопатии и выступал со статьями, в которых с теоретических позиций защищал этот метод.
Гомеопатические лекарства, используемые в ХІХ - начале ХХ века.
Неутомимый охотник и стрелок
Одним из пристрастий Бутлерова была охота, он держал борзых собак. Свой послеобеденный досуг Александр Михайлович часто посвящал охоте. Вместе со своим старшим сыном и старшим племянником Бутлеров нередко ездил на охоту: иногда они уезжали на несколько дне, ближе к Волге, в «Берёзовую гриву» (грива – возвышенное место поросшее лесом); здесь они находили огромное количество дичи всякого рода. Отличный стрелок, неутомимый ходок, он, ещё в молодости и даже в зрелые годы легко исхаживал такие пространства, что укладывал в лоск свою охотничью собаку. В 70-80-х годах Александр Михайлович был настолько неутомимым охотником, что молодежь – сыновья и племянники не пасовали перед ним.
Девять дней между Европой и Африкой
«Путешествие в страну Магриба»
Другим видом отдыха, который любил Александр Михайлович были путешествия. Редкий год в петербургский период его жизни проходил без того, чтобы он не поехал на Кавказ, в Крым, в заволжские губернии или за границу. Он был легок на подъём и иногда уезжал из Бутлеровки на полторы-две недели к родственникам в Самарскую или Уфимскую губернии, чтобы поохотиться там. Но самым запоминающимся путешествием для Бутлерова было двухнедельное пребывание его в Алжире (1867-68 г.г), о чем он оставил художественное описание этой поездки под названием - «Между Европой и Африкой», вышедшей в 1874 году. Александр Михайлович уже давно хотел прикоснуться к миру Востока и восточной культуре.
«Александр Михайлович Бутлеров, - писал С.Ф Глинка, - будучи на юге Франции, любуясь на Средиземное море, на приходящие и уходящие пароходы, захотел побывать в Африке…». В конце января 1868 года он отправился на пароходе а Алжир. Эта поездка чуть было не закончилась трагически. Пароход попал в сильнейшую бурю, потерял управление, машинное отделение и часть трюма оказались залитыми водой, восемь человек было унесено волнами в море. Пассажиры, в том числе Бутлеров, работали вместе с командой по откачке воды ведрами из трюма и по переброске угля от одного борта к другому.
г. Алжир. Порт, конец ХІХ в.
г. Алжир ХІХ в.
Бутлерову, кроме того приходилось заботиться и о своем товарище по поездке, потерявшем полностью самообладание и покушавшимся на самоубийство. Однако, в конце концов с большим трудом пароходу удалось дойти до Алжира. Александр Михайлович писал: «Почти 10 дней не сменяли мы большую часть платья, которое не раз было смочено морской водой и высыхало на теле. Ноги были у меня похожи на ноги настоящего угольщика…. 1868 год, суббота. Наш приход в Алжир был радостным событием не только для одних нас, но и для всего города. Пока мы бедствовали в море, другие пароходы успели сделать рейсы из Марселя в Алжир и обратно. Тут и там нас считали погибшими. Огромная толпа народа собралась на берегу приветствовать нас.
Все алжирцы относились к нам с самым теплым участием; под именем «потерпевших кораблекрушение» нас везде встречали с особенным вниманием и любопытством. Во время пребывания в Алжире Александр Михайлович совершал частые прогулки в алжирский ботанический сад, находящийся недалеко от города и по Алжиру, был в Соборе Африканской Божьей Матери, где с остальными пассажирами парохода совершил панихиду по восьмерым погибшим во время бури. Бутлеров был восхищен пышной зеленью с аллеями «пальм и бамбуков – не тощих полустрадающих, как на юге Франции, а роскошно раскидывающих свои перистые или веерные листья».
Статьи по медиумизму
Бутлеровская «вера»
На 1880-е годы пришлось и шокировавшее современников увлечение Бутлерова спиритизмом, с которым он впервые познакомился еще в 1854 в имении Аксаковых Абрамцево, где иногда занимались столоверчением. Зимой 1868 года во время пребывания в Ницце, Бутлеров побывал на публичных представлениях спиритов. Ко всему виденному он отнёсся достаточно скептически, хотя и заинтересовался, тем, «как это получается». Позднее, интерес и вера в «медиумизм» укрепилась в тот момент, когда английский медиум Юм женился на своячнице Бутлерова и жил одну зиму в его квартире, это время вся семья проживала в Ницце во время его заграничной поездки. Бутлеров сблизился с двоюрным братом своей жены А.Н. Аксаковым, выпускавшим спиритический журнал «Психические исследования» (в 1889 Аксаков издал «Сборник статей А.М. Бутлерова по медиумизму»). В 1884 году Бутлеров задумал прочесть три публичные лекции о медиумизме программа, которых была напечатана уже в газетах. Однако, требовалось разрешение от тогдашнего министра просвещения Делянова, министерства внутренних дел и даже Священного Синода в лице К.П. Победоносцева, но получил отказ, так как церковь в этом вопросе видела для себя конкурента. Сильнейший удар по спиритизму и его сторонникам был нанесен учеными Петербургского университета и в первую очередь Д.И. Менделеевым.
В 1875 году во второй раз была создана специальная комиссия, в состав которой вошли как сторонники спиритизма, так и его противники. Все опыты с медиумами в присутствии членов комиссии потерпели полный провал. Однако, и после этого поражения Бутлеров остался приверженцем спиритизма и даже выступил перед участниками Седьмого съезда русских естествоиспытателей с речью «Об изучении медиумических явлений». Несмотря на осуждение учеников и коллег, Бутлеров горячо и серьезно отстаивал свое увлечение. Бутлеровым, как ученым, двигало желание разобраться в самом процессе спиритизма, как в природном явлении, но это стремление не нашло отклика у его коллег и друзей.
В заключение
Память о Бутлерове была увековечена только при Советской власти; было осуществлено академическое издание его трудов.
В 1953 году перед зданием химического факультета МГУ ему был открыт памятник. В 1970 году в честь А.М. Бутлерова назван кратер на Луне.
В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный ученому.
Химический факультет Казанского Федерального университета был преобразован в Химический институт им. А.М. Бутлерова после слияния с НИХИ им. А. М. Бутлерова в 2002 году.
В 1978 году в Ленинском садике города Казани открыт памятник Бутлерову.
Улицы Бутлерова есть в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Даугавпилсе (в районе Посёлок Химиков), Киеве (в районе ПО «Химволокно» — Дарницкая промзона), Дзержинске (Нижегородская область), Чистополе (Татарстан), Волгограде.
18—23 сентября 2011 года в Казани прошёл Международный конгресс по органической химии, посвященный А.М. Бутлерову — «Бутлеровский конгресс»
Зеленушка Бутлерова (Callophrys butlerovi) — дневная бабочка из семейства голубянок.