Скука – первый враг обучения! Поэтому в Летней школе по немецкому языку ЦРК UNIVERSUM+ будет интересно! Интервью с доцентом кафедры теории и практики перевода ВШИЯиП ИМОИиВ Екатериной Алексеевой.
- Чему будет уделено основное внимание на занятиях в рамках Летней школы для начинающих?
- Летняя школа – это интенсив, направленный на развитие прежде всего коммуникативных навыков. Понятно, что любые занятия по иностранным языкам должны быть коммуникативными. Но здесь… Представьте себе, три раза в неделю вы говорите и слушаете по четыре академических часа. Заговоришь, даже если не хочется (Смеется). Во-вторых, задания и упражнения таковы, что необходимо постоянно работать в парах и группах. Не будешь говорить – подведешь партнера. Особый акцент будет сделан на расширении словарного запаса.
- Летняя школа - это программа для всех. Но если в группе будут сидеть вместе, скажем, школьник и пенсионер, не повредит ли это качеству занятий?
- А у меня и сейчас в группе на курсах четыре школьника, одна студентка и уже работающие люди. Тем интереснее. Я всегда рекомендую начинать обучение по немецкому языку не индивидуально (у репетитора, например), а в группе. Это задает верный вектор, создает положительные установки к немецкому языку в целом, и к его усвоению в частности. Слушатели учатся друг у друга, помогают, дружат потом по жизни. Не представляете, слушатели группы Летней школы прошлого года так сдружились, что до сих пор поддерживают связь и навещают друг друга (а ведь некоторые уже уехали в Германию), гуляют вместе по Берлину.
- Месяц - это же слишком мало для изучения языка. Какой смысл в такой короткой программе?
- А за короткое время у человека активируются такие внутренние резервы, о наличии которых он может и не подозревать. Психологами доказано – человек действует более решительно и чаще принимает верные решения, когда у него мало времени. А потом я убеждена, учить язык надо быстрее (ну нельзя учить язык по 10 лет, и так и не говорить на нем!), доводить его до такого уровня, что уже не забудешь. За два года довести язык до уровня В2 вполне реально. В этом и помогают наши интенсивы – погружение в язык, его активное усвоение, колоссальный словарный запас за короткое время. Грамматика, конечно, есть, но ненавязчивая, не набивающая оскомину, а в удовольствие. Зная слова, ты что-нибудь сможешь сказать, может быть и не совсем верное с грамматической точки зрения. Зная грамматику, ты мог бы сказать что-то грамматически верное, но не скажешь, потому что нехватка слов отбивает желание говорить.
- Говорят, что у Вас на занятиях очень весело: вы пьете чай, играете, развлекаетесь. Не мешает ли это эффективности занятий?
- Скука – первый враг обучения иностранным языкам. Но и чрезмерно веселиться тоже не на пользу. Вообще, сильные эмоции (например, страх, чрезмерное волнение, но и даже ярко выраженная радость) с усвоением материала не дружат. На занятиях важно поддерживать положительную, но рабочую атмосферу. На занятиях мы играем, но не для того, чтобы играть, а чтобы в игровой форме легче запоминались слова. Мозг человека (особенно в старшем возрасте) активно упирается, не хочет порой перерабатывать и впитывать информацию. Иногда даже мотивация не помогает.
А память – феномен особенный, чтобы что-то осталось в долговременной памяти (а именно это нужно при усвоении иностранного языка), необходимо приложить массу усилий. Но то, что в долговременной памяти, уже навсегда. А чай пьем, чтобы силы были. Усталость – плохой попутчик освоения иностранного языка. Вовремя выпитая чашка чая или кофе способна творить чудеса – проверено.