Ляля Раисовна Муртазина,
Институт истории имени Ш.Марджани АН РТ,
Россия, 420014, г.Казань, Кремль, подъезд 5,
lyalyamur@mail.ru.
В статье рассматривается история взаимоотношений татар с другими народами и странами в области образования как одна из важнейших тенденций в развитии татарского просвещения в разные периоды исторического развития – начиная от древнетюркского и до наших дней. На основе многочисленной литературы и источников по теме исследования автор приходит к выводу, что межкультурные связи проявляются прежде всего в форме обмена опытом, использования передовых достижений других народов, взаимовлияния на педагогические процессы. Автором предпринята попытка определения роли ислама в развитии татарского просвещения, а также говорится о необходимости применения педагогического опыта родственных народов.
Ключевые слова: татарское просвещение, мектебы-медресе, зарубежные страны, взаимоотношения в области просвещения, тюркское просвещение, просвещение булгарского периода, общеисламское просвещение, традиции Золотой Орды, Казанское ханство, просветительство, джадидизм, европейское просвещение, общетюркское педагогическое наследие, родственные народы.