Розалия Равилевна Гарипова,
Институт перспективных исследований,
США, 08540, ш. Нью Джерси, г. Принстон, ул. Эйнштейн Драйв, д. 1,
rozaliya77@yahoo.com.
Историография образования женщин-мусульманок Волжско-Уральского региона характеризует обучение в джадидских школах для девочек как отрыв от традиционного женского образования и освобождение от патриархальной отсталости, которая была причиной приниженного и жалкого положения женщины в обществе. В статье выдвигаются два важных положения. Первое: несмотря на утверждения джадидов об отсталом и полном предубеждений традиционном женском образовании, последнее выполняло в сообществе важную функцию и могло достигать высокого уровня традиционного научного знания. Женщины-мусульманки получали образование в соответствии с критериями традиционного образования, и многие из них были частью высокой научной культуры улемы. Второе: новоджадидское образование основывалось на традиционном женском образовании, и многие женщины, мастера своего дела (абыстаи), поддерживали и претворяли в жизнь изменения в методике обучения девочек.
Ключевые слова: абыстай, религиозный авторитет, женское образование, джадизм.