Исследование социально-профессиональных ценностей учителя в странах бывшего социалистического лагеря
ПАСПОРТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
в рамках реализации САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т»*
(проект «Трансформирующийся педагог»)
Тема проекта |
Исследование социально-профессиональных ценностей учителя в странах бывшего социалистического лагеря
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель проекта |
Выявить специфику становления ценностной сферы педагогов из Восточной Европы и кросс-культурные особенности социально-профессиональных ценностей и ценностных ориентаций педагогов - практиков России, Словении, Болгарии с учетом различных социальных факторов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи проекта |
1) проведение сравнительного анализа ключевых социально-профессиональных ценностей педагогов - практиков России, Словении и Болгарии; 2) осуществление сравнительного анализа динамики проявления социально-профессиональных ценностных ориентаций педагогов разных поколений и культур в восприятии социального и познавательного смысла новых образовательных функций; 3) выявление особенностей кросс-культурных закономерностей проявления ценностей в педагогической деятельности практических педагогов – представителей разных культур с учетом различных социальных факторов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Базовые научные понятия |
Под ценностями преподавателя понимают внутренний, эмоционально освоенный регулятор деятельности педагога, определяющий его отношение к окружающему миру и к себе и моделирующий содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности (Petukhova, 2013). Ценностные ориентации как субъективные концепции ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности. В исследовании под социально-профессиональными ценностями педагога понимается диалектическое единство социальных, профессиональных и личностных ценностей педагога, составляющих основу его общекультурных и профессиональных компетенций. В структуру социально-профессиональных ценностей включены: духовно-нравственные, жизненные, гражданские, интеллектуальные и профессиональные ценности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание исследования (аннотация) |
Данное исследование объединяет специалистов в области образования из разных стран, заинтересованных в совместной теоретической и эмпирической работе; участники исследования нацелены на то, чтобы уделить должное внимание получаемым данным и попытаться ответить на вопросы о том, каковы кросс-культурные особенности социально-профессиональных ценностей и ценностных ориентаций с учетом различных социальных факторов у педагогов - практиков России, Словении и Болгарии. В результате проведенного сравнительного анализа ценностной сферы учителей из России и из стран постсоветского пространства было подтверждено, что проявление ценностной сферы педагогов из этих стран во многом схоже. Возникает вполне закономерный вопрос: уникальность ценностной основы в профессиональном становлении учителей как носителей и регуляторов духовной культуры общества зависит ли от национальностей, пространства и времени? Изучение ценностной сферы педагогов из стран Восточной Европы бывшего социалистического лагеря позволит определить специфику ценностной сферы учителей, получивших профессиональную подготовку после распада СССР и помочь не только ответить на поставленный вопрос, а также осуществить поиск новых перспективных направлений подготовки и переподготовки высококвалифицированных учительских кадров для работы в современных поликультурных системах, спрогнозировать вектор развития идентификационных процессов в обществе и оптимизировать пути межкультурного диалога. Наша работа, прежде всего, носит сотруднический характер. Обзор литературы и стратегия нашей эмпирической работы будут выработаны совместно со всеми участвующими в нашем проекте странами. Сбор данных и их анализ будет осуществляться внутри каждой из стран. Вовлеченные исследователи наберут собственные команды внутри своих стран. Руководители будут помогать ученым-участникам вести исследование на высоком уровне, они будут координировать эмпирическую работу (например, помогут выработать методологию и т.п.), с тем, чтобы обеспечить высокое качество собираемых данных. Основная задача – работать с участниками над расширением научного знания, на основании которого могут приниматься решения по формированию подходов к подготовке учителей. Мы наметили план работ на ближайшие 3 года. Мы рассчитываем, что сможем беспрепятственно расширить круг участников нашего проекта, сделать наши результаты широкодоступными в научных кругах, вовлечь еще больше стран и получить еще больше финансовых средств на реализацию нашего проекта. Мы намерены опубликовать ряд публикацией компаративных результатов, а также по отдельным странам.
Выбор диагностического инструментария: Опрос учителей планируется проводить по разработанной авторской методике «Диагностика социально-профессиональных ценностей педагога» (Drozdikova-Zaripova, Kalatskaya) и анкете участника. С помощью анкеты участника в каждой из выборок испытуемых будут определены такие показатели как возраст участников, их пол, педагогический стаж работы и национальность, возраст учеников с которыми они работают и тип учебного заведения. Опросник состоит из двух списков ценностей: терминальных и инструментальных, которые необходимо оценить по 7-балльной шкале (по шкале от 5 до -1 баллов). Стимульный материал по каждой части опросника представлен набором из 40 ценностей. По первому списку ценностей (терминальных) оценивается важность каждой ценности в качестве руководящего принципа в жизни респондентов, по второму списку (инструментальных) – оцениваются ценности по степени их наибольшей реализованности в жизни каждого испытуемого (ценностные ориентации). Списки ценностей сконструированы по следующему принципу: каждая ценность, соответствующая конкретному виду ценностей, чередуется в строго определенной последовательности (духовно-нравственные, жизненные, гражданские, интеллектуальные и профессиональные ценности), в результате все 40 ценностей могут быть сгруппированы по пяти видам ценностей и каждая группа ценностей состоит из 8 ценностей. Обработка результатов проводится путем расчета средних баллов по каждому виду ценностей (список 1) и ценностных ориентаций (список 2), которые показывают степень их значимости для испытуемого в соответствии со шкалой оценки. Планируется цикл статей по кросскультурным исследованиям ценностной сферы педагогов из разных стран с учетом различных социальных факторов: пол, возраст (по четырем возрастным группам: младше 30 лет, от 31-45 лет, от 46-55 лет и старше 55 лет), стаж работы (по трем группам: стаж работы от 0 до 5 лет, от 6 дет до 20 лет и стаж свыше 21 года), национальность, тип учебного заведения и возраст детей, с которыми работают респонденты.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стоимость проекта |
Командировки – 300 000 руб.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источники финансирования |
САЕ «Учитель XXI века» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
KPI |
1) Проведение симпозиума в рамках Международной научно-практической конференции IV Международный форум по модернизации педагогического образования – Казань: КФУ, май 2018 г. 2)Подача документов на проведение сетевого исследования WERA-IRN. 3) Статья в журнале из БД Скопус
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая значимость проекта |
Разработанные в рамках проекта новый диагностический инструментарий по оценке социально-профессиональных ценностей педагога, аналитические материалы, методические рекомендации по подготовке и переподготовке высококвалифицированных учительских кадров с учётом значимости их социально-профессиональных ценностей и качеств.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководитель проекта от КФУ (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) |
д.п.н., профессор Валеева Р.А.
к.п.н., доцент Дроздикова-Зарипова А.Р. к.п.н., доцент Калацкая Н.Н. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководитель проекта от зарубежного вуза-партнера (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) |
Андреа Истенич Старчич - профессор Факультета образования Университета Приморска и Факультета гражданской и геодезической инженерии Университета Любляны, Словения. Вяра Гюрова, профессор Софийского университет им. Св.Климента Орхидского |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сведения о зарубежном вузе – участнике проекта (полное название, позиция в рейтинге QS (если есть)) |
Университет Любляны, Словения; Университет Приморска, Словения; Софийский университет им. Св.Климента Орхидского
|
*В рамках САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т» действуют 4 научных проекта: «Трансформирующийся обучающийся», «Трансформация образования», «Трансформирующийся педагог», « Трансформация педагогического образования». В них включены темы исследовательских проектов.