Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов-мусульман
ПАСПОРТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
в рамках реализации САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т»
Тема проекта |
Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов -мусульман |
Цель проекта |
Создание системы психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов в образовательной среде российской школы |
Задачи проекта |
Выявление и апробация эффективных методов исследования уровня мультикультурной компетентности современного педагога, стратегий адаптации детей мигрантов в образовательной среде; Систематизация содержания и технологий обучения детей мигрантов, разработка и внедрение программ мультикультурной подготовки педагога, программ языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов; Создание службы психолого-педагогической помощи семьям детей мигрантов-мусульман (центр языковой и социокультурной адаптации, образовательный сайт, психологическое консультирование).
|
Базовые научные понятия |
Мультикультурные компетенции учителя, этноконфессиональные установки педагога; психолого-педагогические технологии и практики работы с детьми мигрантов. |
Содержание исследования (аннотация) |
Образовательные учреждения занимают ведущее место в психолого-педагогической, социокультурной, языковой адаптации детей мигрантов. Успешность обучения и сопровождения детей мигрантов в образовательных учреждениях в большей степени зависит от педагога. Педагог для эффективной работы с детьми мигрантов должен обладать мультикультурными компетенциями, которые выражаются в личностных качествах и профессиональных навыках. Цель настоящего проекта: изучить установки учителей к мультикультурному образованию, систематизировать технологии обучения детей-мигрантов, описанных в зарубежной и российской научной литературе, выявить наиболее эффективные практики и внедрить их в работу учителя. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты демонстрируют в целом позитивные установки педагогов к культурному разнообразию в обществе и классе и определяют их отношения и методы работы с детьми мигрантов. Российские учителя считают наиболее приемлемыми для обучения учащихся мигрантов этнокультурные, групповые, интерактивные, игровые технологии, технологии индивидуального и дифференцированного обучения. В тоже время в ходе исследования выяснилось, что в российских школах отсутствует система обучения детей мигрантов, учителя не владеют специальными знаниями и методиками работы с этой группой учащихся. Исходя из данных, полученных в ходе экспериментального исследования, были определены психолого-педагогические способы сопровождения детей мигрантов: разработаны программы центра языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов, программа курсов повышения квалификации для педагогов. Данные программы утверждены Министерством образования РТ и находятся на этапе реализации. Кроме того, результаты проекта последовательно внедряются в учебный процесс по различным программам педагогического образования, реализуемым в КФУ.
|
Стоимость проекта |
Сумма расходов на 2017 год: 1 800 000 Оплата руководителя проекта: 1 200 000 руб. Командировки: 150 тыс. руб. Статьи: 150 тыс. руб. Надбавки: 300 тыс. руб. |
Источники финансирования |
Казанский федеральный университет ( ППК), Министерство образования и науки РТ |
KPI |
Публикации в Scopus и WoS 1. Gromova C. Modern technologies of teaching children of migrants in educational institutions. – 2017 (сборник IFTE 2017 - 3nd International Forum on Teacher Education; на этапе индексирования). 2. Khairutdinova R. Etnoconfessional attitudes of the Russian teachers: results of the experimental research. – 2017. (сборник IFTE 2017 - 3nd International Forum on Teacher Education; на этапе индексирования). 3. Khairutdinova R. Gromova C. Multicultural Training of the Teacher for Work with Children of Muslim Migrants/ Social and Behavioral Sciences. – 2017. ( на этапе индексирования). 4. Gromova Chulpan, Gabtelovich Yalalov Farit, Razifovna Kashapova Aygul, Raesovna The advanced cognitive abilities of the multidimensional person/ Turkish online journal of design art and communication. . - 2016. - Vol.6, Is.. - 7. – Р. 5234-240. 5. Khairutdinova R.R, Selivanova O.G, Abildina S.K., Pedagogical conditions of school students /International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol.11, Is.3. - P.141-150. 6. Khairutdinova R.R, Kazaeva E.A, Czerwinski G., The use of the task method in civic education of students//International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol.11, Is.3. - P.245-259. 7. Khairutdinova R.R, Fedorova Y.A., Pedagogical professional self-determination support for students under conditions of additional education program implementation//International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol.11, Is.9. - P.2275-2285. 8. Nizamova L. Tatar Politics of Identity in the Global Arena, in Social Sciences and Interdisciplinary Behaviour - Proceedings of the 4th International Congress on Interdisciplinary Behaviour and Social Science - ICIBSOS 2015. Taylor and Francis Group, CRC Press, 2016. Монографии Глава “Educational technologies for migrant children” в коллективной монографии "International experiences in the area of refugee and migrant children's adaptation - theory, research, praxis"/ Варшава, Польша. - 2017 ( на этапе публикации). Научные доклады на конференциях и семинарах Конференции: 1. VII Международная научно-практическая конференция по мультикультурному образованию 15-17 июня 2016. Университет Альмерии, Альмерия, Испания. 2. Всероссийская конференция «Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи образовательных организаций» 19-20 июля 2016. МОиН РФ, КФУ, Казань, Россия. 3. Международная научно- практическая конференция «Миграция в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Современные вызовы, опыт, инновации”, 26-27 сентября 2016 , Казань, Россия. 4. Международная научно- практическая конференция «Современные миграционные процессы: ключевые проблемы и пути решения», 20-21 октября 2016. РУДН, Москва, Россия. 5. III Международный педагогический форум по модернизации педагогического образования: Международная научно- практическая конференция “Транснациональная и региональная адаптация детей мигрантов: современные практики и модели социокультурной и психолого-педагогической интеграции”, 23-25 мая 2017. КФУ, Казань, Россия. 6. Международная конференция AERA , март 2018, заявка на участие в симпозии “Educating Immigrant Students in Different National Contexts: Balancing Equality and Pluralism”. Семинары и круглые столы 1.Круглый стол “Обсуждение материалов международного проекта по проблемам адаптации детей мигрантов КФУ- Технический университет Дрездена”, 24 ноября 2016, Технический университет Дрездена, Германия . 2. Семинар “Мультикультурная подготовка учителя” , 4-6 декабря 2016, КФУ, Казань, Россия 3.Экспертный круглый стол «Актуальные вопросы социокультурной адаптации детей мигрантов в России и зарубежом: от теории к практике, 16 марта 2017, РУДН, г. Москва Летние школы 1 . “Vocational Integration in Post-Migrant Society", 2-7 июля 2017, Технический Университет Дрездена, Германия. 2. The adaptation of migrant children Сентябрь 2017 Варшава, Польша Громова Ч.Р Участие в грантах, проектах 1. САЕ “Учитель 21 века” (с 2016 г.) 2. Заявка на совместный грант Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG) и Российского научного фонда (РНФ) ( ноябрь 2017 г.) Тема проекта “Pedagogical practice of teachers in the classroom with migrant pupils”. Курсы повышения квалификации Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для педагогов начального общего, основного общего и среднего образования «Современное содержание и технологии деятельности педагога в мультикультурной образовательной среде» (72 часа). 20.11.2017- 30.11.2017 |
Практическая значимость проекта |
На базе Института психологии и образования КФУ созданы: - Научно-образовательный центр «Миграционная педагогика»; - Центр языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов; - Образовательный сайт «Всезнайка» для детей мигрантов http://legkorus.ru Результаты проекта последовательно внедряются в учебный процесс по различным программам педагогического образования, реализуемым в КФУ. Мультикультурная проблематика освещается в процессе реализации отдельных модулей: 1. Бакалавриата. В дисциплинах: «Социальная психология» (6 часов), «Татарская детская литература» (10 часов), «Педагогика народов Поволжья» (6 часов), «Этнопедагогика» (12 часов), «Зарубежная детская литература» (10 часов), «Культурно-просветительская деятельность в начальной школе» (4 часа), «Теория и практика поликультурного образования» (18 часов), «Психолого-педагогическое взаимодействие с детьми группы риска» (6 часов), «Русский язык и методика его преподавания» (24 часа), «Психолого-педагогический практикум» (2 часа), «Психотерапия стрессовых и постстрессовых состояний» (6 часов), «Детская практическая психология» (2 часа), «Психология коммуникативной культуры» (6 часов), «Психотехнологии принятия решений в проблемных ситуациях» (2 часа). 2. Магистратуры. Инновационные процессы в образовании (4 часа), Современные проблемы начального общего образования (4 часа), Психолого-педагогическое сопровождение детей по индивидуальному образовательному маршруту (4 часа), Проблемы культурной идентичности ребенка (4 часа), Педагогика межнационального общения в начальной школе (4 часа), Зарубежные модели и технологии современного начального образования (4 часа). 3. Повышения квалификации. «Этно-конфессиональные, правовые основы мультикультурного образования» (30 часов), «Психолого–педагогические основы профессиональной деятельности в условиях мультикультурализма» (12 часов), «Технологии межкультурного взаимодействия в условиях мультикультурной образовательной среды» (26 часов). 4. Дополнительного профессионального образования. «Современное содержание и технологии деятельности педагога в мультикультурной образовательной среде» (72 часа). |
Руководитель проекта от КФУ (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) |
Хайрутдинова Резеда Рафаилевна, кандидат филологических наук, доцент, соруководитель Центра миграционной педагогики КФУ; Громова Чулпан Раесовна, кандидат психологических наук, доцент, соруководитель Центра миграционной педагогики КФУ |
Руководитель проекта от зарубежного вуза-партнера (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) |
Дина Бирман, доктор наук, профессор, Университет Майами (США) h-index 18. |
Сведения о зарубежном вузе – участнике проекта (полное название, позиция в рейтинге QS (если есть)) |
Университет Майами (США) Место в рейтинге: 280 |