Исследование связи успешности обучения школьников от уровня профессиональной компетентности учителей
ПАСПОРТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
в рамках реализации САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т»*
Тема проекта |
Исследование связи успешности обучения школьников от уровня профессиональной компетентности учителей
|
Цель проекта |
Изучить связь между профессиональной компетентностью учителя и успешностью обучения школьников для определения приоритетов в их подготовке и обучении |
Задачи проекта |
Изучить теоретическую рамку исследования связи между профессиональной компетентностью учителя и успешностью обучения школьников (теоретическое осмысление проблемы по работам Российских и мировых исследователей вопросов образования) Представить методологию исследования и основные результаты (приоритетные мировые конференции; статьи в журналах Q1 Education) Разработать учебные курсы по актуальным вопросам Психологии образования в совместной работе с Приволжским центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Шайхелисламов Р.Ф.) |
Базовые научные понятия |
Кросс-культурное исследование – вид сравнительного исследования; позволяет изучать образовательные проблемы в международном контексте, а также помогает более четко понять собственный контекст, преподавательскую практику, знания и получить представление об эффективных технологиях в процессе обучения и учения. Профессиональная компетентность –интегральная характеристика деловых и личностных качеств учителя, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления образовательной деятельности, которая связана с принятием решений. Предметные знания учителя - знания, умения и способности учителя, которые являются результатом и одновременно средством познания в области конкретной научной дисциплины, выступающей в ходе обучения школьников в качестве учебного предмета (математика); важные составляющие – знание, применение, рассуждение. Когнитивные типы знаний - первый когнитивный тип это знание фактов и процедур в области конкретной научной дисциплины, второй тип – понятий и связей, и третий когнитивный тип – умение обобщать. |
Содержание исследования (аннотация) |
Исследование реализуется c использованием качественно-количественных методов и направлено на сравнительный анализ когнитивных типов предметных знаний учителей математики среднего звена школы в США (6-9 классы) и России (5-9 классы). Учителя в США и России тестируются с использованием опросника предметных знаний учителя (Teacher Content Knowledge Survey), который состоит из задач различного когнитивного типа. Первый когнитивный тип направлен на оценку фактов и процедур, второй тип – понятий и связей, и третий когнитивный тип - обобщений. Исследование включает в себя два уровня количественного анализа данных. Во-первых, это количественный сравнительный анализ предметных знаний учителей по основным разделам содержания курса математики в среднем звене школы. Во-вторых, это предметные знания российских и американских учителей по каждому когнитивному типу. Важный этап исследования включает в себя интервью с учителями для качественного сравнительного анализа предметных знаний российских и американских учителей. Кроме того, количественное исследование сосредоточено на анализе различий в успеваемости учащихся 8-го класса по результатам теста TIMSS (его математическая часть) через призму знаний учителя. Основные результаты исследования показывают, что успеваемость учащихся, выявляемая на международных тестах может быть объяснена знаниями учителей. Запланированы исследования по изучению отношения учителей к ошибкам (к ситуациям, когда ошибаются ученики, и когда ошибаются сами учителя) и влияния отношения к ошибкам на эффективность педагогической деятельности. Реализуется теоретическая часть настоящего исследования. Результаты дадут возможность сравнить содержание психолого-педагогической составляющей компетентности учителей США и России в выбранных аспектах. Результаты исследования могут быть учтены при определении приоритетов в подготовке учителей математики среднего звена школы в США и России (в содержательном и процессуальном аспекте). А так же при определении приоритетов обучения учащихся среднего звена школы, в аспекте используемых технологий. Исследование реализуется в рамках проекта «Трансформирующийся обучающийся», при этом косвенно охватывает все проекты: «Трансформация образования», «Трансформирующийся педагог», «Трансформация педагогического образования». |
Стоимость проекта |
Общая сумма 420 000 рублей, в том числе: Участие в международных конференциях: PME-NA 2017 (Ежегодная международная конференция по проблемам психологии математического образования), октябрь 2017г., Индиана, США 150 000 рублей AERA 2018 (Американская ассоциация исследований в области образования), Нью-Йорк, США, апрель 2018г. 150 000 рублей Публикация в Journal of Mathematical Behavior (Q1, SJR 0,637) в сооавторстве с проф.Чошановым М.А. (США), М.Круз Куинонс (Мексика), проф. Шакировой Л.Р. и доц. Шакировой К.Б. (Институт математики и механики им.Н.И. Лобачевского КФУ) 120 000 рублей НУЖНО ЛИ ВКЛЮЧАТЬ расходы на разработку Курсов для Центра повышения квалификации?? |
Источники финансирования |
Средства ППК; Внебюджетные средства Приволжского центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования??? |
KPI |
Участие в международных конференциях: PME-NA 2017 (Ежегодная международная конференция по проблемам психологии математического образования), октябрь 2017г., Индиана, США – доклад принят; центральный доклад в секции – на доклад 1 час; статья в сборнике конференции AERA 2018 (Американская ассоциация исследований в области образования), Нью-Йорк, США, апрель 2018г. – заявка отправлена, на рассмотрении. Публикация в Journal of Mathematical Behavior (Q1, SJR 0,637) в сооавторстве с проф.Чошановым М.А. (США), М.Круз Куинонс (Мексика), проф. Шакировой Л.Р. и доц. Шакировой К.Б. (Институт математики и механики им.Н.И. Лобачевского КФУ) – принята к публикации; ноябрь-декабрь 2017 г.
|
Практическая значимость проекта |
Программа учебных курсов «Психология Образования» в рамках совместной работы с Приволжским центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Шайхелисламов Р.Ф.) – раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических технологий, улучшающие психологические аспекты преподавания. На сентябрь-октябрь 2017 г. запланирован курс «Психология математического образования» для работников образования (учителя математики, директора школ, заместители директоров по образовательной деятельности). |
Руководитель проекта от КФУ (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) |
Ибрагимова Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности |
Руководитель проекта от зарубежного вуза-партнера (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) |
Чошанов Мурат Аширович, доктор педагогических наук, профессор кафедр математических наук и подготовки учителя Техасского университета в Эль-Пасо |
Сведения о зарубежном вузе – участнике проекта (полное название, позиция в рейтинге QS (если есть)) |
University of Texas at El Paso, USA |
*В рамках САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т» действуют 4 научных проекта: «Трансформирующийся обучающийся», «Трансформация образования», «Трансформирующийся педагог», « Трансформация педагогического образования». В них включены темы исследовательских проектов.