22 октября состоялся научно-методологический семинар «Полилингвальное и поликультурное образование как ведущая стратегия современной школы» на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района г. Казани с участием профессорско-преподавательского состава Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета и педагогического коллектива школы.
Организатором семинара выступила кафедра образовательных технологий и информационных систем в филологии Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ. Это далеко не первый семинар такого формата, который кафедра проводит на базе школ г. Казани, реализуя стратегию сотрудничества школы и вуза. Научно-методологический семинар «Полилингвальное и поликультурное образование как ведущая стратегия современной школы» ознаменовал 25 лет такого сотрудничества между МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» и Институтом филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого.
По традиции семинар открыл заместитель директора по научной деятельности Института филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого, доктор педагогических наук, профессор И.Э. Ярмакеев. В своей приветственной речи ученый отметил актуальность и значимость полилингвального и поликультурного образования, которое позволяет успешно реализовывать соизучение языков и культур народов и формировать культуру мира в сознании учащихся. С приветственным словом к участникам семинара – профессорско-преподавательскому составу и студентам Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого, педагогам школы и сотрудникам полилингвального детского сада БАЛА-СИТИ – обратился директор школы Д.А. Князев. Визитная карточка школы, с которой началась работа семинара, позволила его участникам познакомиться с системой работы школы, приоритетным направлением в которой является создание комфортного развивающего пространства для самореализации каждого участника образовательного процесса.
Программа семинара включала уроки русского языка и литературы, татарского языка, английского языка, интегрированные уроки татарского и английского языков, географии и татарского языка, а также внеклассные мероприятия на разных языках. Открытость, свобода от предубеждений по отношению к людям – представителям иной культуры, толерантность, способность слышать и слушать собеседника, способность видеть общность и особенности, обусловленные национальными факторами, способность понимать и принимать различия культур поведения родного языка и языков других народов – вот, что постигают школьники на таких занятиях. К такому выводу пришли участники семинара.
Подводя итоги семинара, ученые и педагоги еще раз подчеркнули необходимость повышать социальную значимость языкового и культурологического образования в обществе, воспитывать у подрастающего поколения уважение к языкам и культурам многочисленных народов мира. Особо стоит отметить, что семинар позволил всем его участникам проследить преемственность такого комплексного образования, которое зарождается в полилингвальном детском саду БАЛА-СИТИ и продолжается в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов». Такой тандем способствует выстраиванию новых стратегий образования в полилингвальном пространстве.
Участники семинара отметили также высокий профессионализм педагогов и глубокую преданность учительской профессии.