В рамках II Всероссийской (XVIII Поволжской) научной конференции учащихся им. Н.И.Лобачевского в Высшей школе русской и зарубежной филологии КФУ проходила работа 5 секций:
Всего было заслушано 64 доклада. География докладчиков также отличалась широтой: юные филологи приехали из Республики Саха (Якутия), Свердловской области, Стерлитамака, Ульяновска, Уфы, Азнакевского, Альметьевского, Арского, Зеленодольского, Лениногорского, Нижнекамского, Мамадышского, Сармановского, Чистопольского райнов РТ, Набережных Челнов и самой Казани.
В секции «Русская классическая литература» были представлены 8 докладов. Тематика докладов связана с изучением русской литературы XVIII-XIX вв. Предметом исследования стали как программные произведения, так и мало изученные тексты. Можно отметить глубокую проработку материала отдельными участниками, умение оперировать литературоведческой терминологией, большую заинтересованность исследовательской работой.
На секции «Современная отечественная литература» были представлены все 12 заявленных в программе докладов, а сочувствующая аудитория, состоявшая из одноклассников выступающих и учителей, активно участвовала в обсуждении выступлений. В этом году тематика выступлений касалась преимущественно литературы второй половины ХХ века. Следует отметить широкий разброс тем докладов, часто носящих, по сути, междисциплинарный характер или выходящих за рамки собственно литературоведения.
Затрагивались следующие проблемы: национальная традиция и менталитет (доклад по роману Г.Яхиной «Зулейха открывает глаза»), постмодернизм в современной культуре (доклад по творчеству Л.Петрушевской), влияние естественно-научного взгляда на природу, отражённое в поэзии (доклад по творчеству И.Бродского), этические проблемы, поднимаемые в литературе (доклад по лирике Д.Давыдова и Л.Филатова), экологическая тематика (доклад о значении алмазной темы для поэзии Якутии), остросоциальная тематика (доклад по роману Р.Г.Гальего, посвящённый жизни инвалидов в России).
Практически все школьники уверенно чувствовали себя перед аудиторией, энергично (хотя и не всегда адекватно) отвечали на вопросы. Большинство в той или иной степени использовало аудиовизуальный компонент для презентации докладов и приблизительно в половине случаев он был не просто необязательным иллюстративным рядом, а действительно помогал публике в раскрытии темы выступления (особенно когда использовалась инфографика и другие наглядные материалы).
В целом можно констатировать, что общее впечатление у жюри от работы секции было хорошим – и более ярким, чем в прошлом году.
Заседание секции «Мировая литература: сравнительное и сопоставительное изучение» прошло успешно, из 10 заявленных докладов было прочитано 9 (не приехал участник из Новосибирска). Все доклады вызвали вопросы. Жюри отметило высокий уровень докладов, разнообразие тематики, интерес к темам, находящимся на стыке литературы и социологии, культурологи, лингвистики, хорошее качество презентаций. Были высказаны пожелания по усилению филологического аспекта, некоторые пожелания по работе с литературой.
В рамках секции «Прикладная лингвистика и лингвистические аспекты русского языка» прозвучало 14 докладов, посвященных актуальным проблемам прикладной лингвистики и русского языка. Рассматривались как вопросы общего характера (языковая политика, проблема отсутствия единых обращений друг к другу в современной России), так и конкретные проблемные темы. Примечательно то, что в работах по русскому языку ученики уделяют большое внимание особенностям подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и сами разрабатывают дидактические материалы, апробируя их в своих школах.
На секции «Лингвистические аспекты германских (английского, немецкого) и романских (французский, испанский)» были заслушаны 23 доклада учащихся 8-11 классов средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Был отмечен высокий уровень научно-исследовательских работ, актуальность избранных тем и глубина научного анализа.
Темы научных исследований затрагивали различные аспекты в области лингвистики и сравнительно-сопоставительного языкознания. Работы отмечаются высоким уровнем научной эрудиции и хорошим владением научным терминологическим аппаратом.
Следует отметить хороший уровень подготовки учащихся в плане составления презентаций, обеспечение наглядности способов подачи материала.