Отзвенели все последние школьные звонки. В этом учебном году их было много, ведь студенты ИФМК им. Льва Толстого проходили самые разные виды практик: учебно-ознакомительную, учебную, учебно-педагогическую и, наконец, летнюю педагогическую практику. Не только студентам, но и ППС кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии скучать не пришлось, ведь именно кафедра ОТиИСФ возглавила работу по организации и проведению этих практик.
В 2015-2016 учебном году для 155 студентов 1 курса отделения русской и зарубежной филологии была организована учебно-ознакомительная практика в новом формате: первокурсники, прослушав короткий цикл интерактивных лекций по темам:
● Урок иностранного языка. Типология уроков иностранного языка;
● Структура урока иностранного языка и его организация;
● Сущность урока иностранного языка; требования к современному уроку иностранного языка;
● Речевое и неречевое поведение учителя на уроке иностранного языка;
● Самостоятельная работа на уроке иностранного языка;
● Технологическая карта урока иностранного языка,
посетили занятия на факультете иностранных языков Малого ИФМК и составили технологические карты посещенных уроков с подробным анализом. Надо отметить, что студенты справились с этой нелегкой задачей успешно, а многие высказали интересные и конструктивные предложения по формам организации занятий.
И совсем другие задачи стояли перед студентами 4 и 5 курсов отделения русской и зарубежной филологии:
Студенты 4 и 5 курсов отрабатывали педагогическую практику в лучших школах г. Казани и РТ: МАОУ «Гимназия № 19», МБОУ «Гимназия 122 имени Ж.А. Зайцевой», МАОУ «Гимназия 139», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением английского языка», МАОУ «Лицей-интернат №2», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 177 с углубленным изучением отдельных предметов», которые входят в 500 Тор-школ России:
Педагогической практике студентов предшествовал большой подготовительный этап: студенты прослушали курсы лекций «Инновационные технологии в обучении иностранным языкам», «Аутентичные технологии в преподавании иностранных языков» и «Проектная методика», обогатив свои теоретические знания по базовым дисциплинам.
28 сентября 2015 г. состоялась установочная конференция по педагогической практике, на которой были сформулированы задачи и определены цели педагогической практики, намечены сроки педагогической практики, решены организационные вопросы. Было зачитано распоряжение о распределении студентов по школам. Руководителями педагогической практикой были назначены следующие преподаватели: проф. Фахрутдинова Р.А.; доц. Абдрафикова А.Р.; Яшина М.Е., Каримова А.А., Хасанова О.В.; ст. преп. Пименова Т.С., Конопацкая Е.А.
Методисты и педагоги отметили хороший уровень проведения уроков студентами и интересные формы внеклассной работы. Помимо учебной деятельности студентами была организована внеклассная работа по первому иностранному (английскому) языку. Классные руководители школ дали высокую оценку воспитательной работы, проведенной студентами.
Во время педагогической практики кафедра образовательных технологий и информационных систем в филологии организовала научно-методологический семинар «Полилингвальное и поликультурное образование как ведущая стратегия современной школы», в которой приняли участие учителя базовых школ, курирующие педагогическую практику студентов 4 и 5 курсов.
http://kpfu.ru/vnedryaya-innovacii-i-prodolzhaya-tradicii-164533.html
9 ноября 2015 г. на отчетной конференции по педагогической практике были подведены итоги. Преподаватели кафедры ОТиИСФ выставили итоговые оценки по педпрактике, студенты подготовили отчеты-презентации и поделились своими впечатлениями о педпрактике.
В этом учебном году студентам были предложены интересные и серьезные формы работы: посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий по иностранному языку своих однокурсников, проведение уроков английского языка и внеклассных мероприятий на английском языке. Многие студенты отметили хорошую организацию педпрактики, рассказали о традициях школ, в которых они отрабатывали педпрактику, и учителях школ - их наставниках. Свои наблюдения и предложения студенты изложили в дневниках по педпрактике. Отчет о педпрактике был представлен также в видео-и фотоматериалах. К итоговой конференции каждая группа студентов подготовила презентацию и устный отчет о педпрактике.
Вот один из них:
«Если сравнивать профессию учителя с профессией космонавта, то школьная практика – это последние испытания перед отправкой в открытый космос. Здесь всё сразу становится ясно: кто готов «в космонавты», а кому следует пройти дополнительный курс подготовки. Практика в школе – это излюбленный предмет для шуток. Думаю, у многих из вас есть в запасе несколько забавных историй, приключившихся с вами во время школьной практики. Я их знаю немало. Именно поэтому, я, если уж быть совсем откровенной, не горела желанием туда отправляться ... И в первый раз я рада тому, что ожидания не оправдались!
Побывав на практике, снова окунаешься в привычную школьную среду, но сейчас уже в роли учителя. Это, как попасть в Зазеркалье: многое начинает представляться совершенно в противоположном свете. Видишь работу учителя изнутри, видишь, ЧТО это – руководить классом из трех десятков непохожих друг на друга молодых людей, каждый из которых неповторимая личность со своими достоинствами и недостатками.
Кто-то сказал: «Мир такой, каким ты его воспринимаешь». Это выражение работает и в школе. Если относиться к классу, как к шумной и ленивой толпе, то так оно и будет. Но разглядеть в заурядном, на первый взгляд, двоечнике актерские способности, помочь стеснительной девочке выступить на школьном мероприятии, суметь организовать класс так, чтобы даже самый отпетый хулиган пел на сцене актового зала – вот они, результаты работы человека, которого с гордостью можно назвать «классный» руководитель во всех отношениях.
Учителя школы – это люди с неиссякаемой энергией, у которых по каждому вопросу есть миллион идей, и которые не устают делиться своим опытом.
Мы (потому что говорю не только о себе; я беру на себя ответственность и говорю от лица всех студентов-практикантов) от всей души благодарим вас, дорогие наши наставники! Во время педагогической практики мы вдохновлялись вашим примером, пытаясь вкладывать душу в каждый урок, в каждое мероприятие, и очень надеемся, что у нас это получилось …»
А для успешного прохождения летней педагогической практики студентам 2 курса отделения русской и зарубежной филологии пришлось «примерить на себя костюм вожатого», так как они должны были пройти практику в школьных летних лагерях и подготовить педагогические дневники по следующим заданиям:
♦ разработать план работы вожатого выездного летнего лагеря на одну смену (24 дня);
♦ подготовить конспекты: 2-х мероприятий, нацеленных на сплочение детского коллектива (team building) в форме игры или отдельных тренингов; одной экскурсии (учебной или туристической); 3-х коллективных творческих дел развлекательного характера; 2-х мероприятий, ориентированных на достижение целей нравственного, эстетического или гражданско-патриотического воспитания; одной беседы с родителями (например, о трудностях подросткового возраста, межличностных взаимоотношениях в детском коллективе, семейном воспитании и его влиянии на формирование характера и т.п.).
Администрации базовых школ отметили отличную теоретическую и практическую подготовку студентов отделения русской и зарубежной филологии. В адрес кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии поступили Благодарственные письма от МАОУ «Гимназия № 19», МБОУ «Гимназия 122 имени Ж.А.Зайцевой», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №167 с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф.Г.Аитовой» и др.