Казанская лингвистическая школа
Казанская лингвистическая школа (КЛШ), сформировавшаяся в Казанском университете в 70-е годы XIX столетия, занимает выдающуюся позицию в российском и мировом языкознании. Ее основоположником является И.А. Бодуэн де Куртенэ – лингвист польского происхождения, работавший в Казанском университете с 1875 по 1883 год. Среди представителей КЛШ известные лингвисты, казанские ученые и последователи Бодуэна де Куртенэ: Н.В. Крушевский, В.А. Богородицкий, А.И. Анастасиев, Н.С. Кукуранов, А.А. Царевский, А.И. Александров, С.К. Булич, а также востоковед В.В. Радлов.
КЛШ с момента своего зарождения является общетеоретической школой, представления которой о предмете и методах языкознания создали новую парадигму мировой лингвистической науки, ее характеризует единство теоретических принципов, общей проблематики и научной программы исследований. Она определила облик языкознания XX века, положив начало многим научным проблемам и научным отраслям языкознания.
К основным принципам КЛШ относятся: строгое различение звука и буквы; разграничение фонетической и морфологической членимости слова; недопущение смешивания процессов, происходящих в языке на данном этапе его существования, и процессов, совершающихся на протяжении длительного времени; первоочередное внимание к живому языку и его диалектам, а не к древним памятникам письменности; отстаивание полного равноправия всех языков как объектов научного исследования. Все эти принципы определяют статус Казанской лингвистической школы как действительно научной общетеоретической школы европейской лингвистики, теоретической школы с прогрессивной исследовательской методикой.
КЛШ является первой в мировой науке социально-психологической школой языкознания, исследовавшей кроме психической стороны также и социальную сторону языка. Развивая идею социальной сущности языка, казанские ученые ещё в XIX веке в качестве одного из основополагающих принципов считали признание равноправности всех языков, полную демократизацию объекта исследования, вели борьбу за необходимость изучения языков местных народов – татар, марийцев, чувашей и др.
КЛШ обогатила мировую науку рядом новых исследовательских методов, в частности, экспериментальным фонетическим методом, методом относительной хронологии языковых явлений, статистическим методом, дав тем самым начало таким разделам языкознания, как экспериментальная фонетика, квантитативная лингвистика и др.
Главное методическое решение ученых КЛШ – это разработка с позиций диалектики соотношения исторического (диахронического) и описательного (синхронического) изучения языка, языковой статики и динамики. Данный метод получил название «динамической синхронии».
Представители КЛШ, понимая язык как сложную систему разнородных элементов (фонетических, морфологических, синтаксических и др.), которая постоянно изменяется, обогатили учение о системности языка открытием основных единиц каждого языкового уровня: фонемы, морфемы, лексемы, синтагмы и др. Фактически все основные языковые единицы были открыты в Казанском университете и последующим поколениям ученых оставалось только детальное их изучение. Таким образом, КЛШ была в авангарде науки своего времени и во многом предвосхитила последующее развитие лингвистики.
Новое поколение казанских лингвистов успешно продолжает традиции славной КЛШ, развивая все основные направления казанской лингвистики нового времени, такие как диалектология, экспериментальная фонетика, современный русский и татарский языки, история русского и татарского языков, лингвистическая типология, лингвокультурология, контактология и двуязычие, русская и татарская лингвография: научно-информационное обеспечение языкознания.
Внимание ученых КЛШ направлено сегодня на такие современные направления, как нейролингвистика, применение в широком аспекте математических методов и процедур в исследованиях языка и речи, корпусная лингвистика, в рамках которой изучается национальное письменное наследие собственно лингвистика во многих ее проявлениях: психолингвистика, этнолингвистика, социолингвистика и др.