26 января кафедра билингвального и цифрового образования в рамках Итоговой конференции преподавателей КФУ организовала и провела заседание двух секций «Трансформация образования в условиях билингвизма и цифровизации» и «Обучение английскому языку и на английском языке в полилингвальной образовательной среде». Впервые в работе научно-практической конференции такого формата приняли участие педагоги Государственного автономного общеобразовательного учреждения «Полилингвальный комплекс Адымнар – Путь к знаниям и согласию» г. Казани.
Союз двух образовательных учреждений сложился не случайно и не сегодня. КФУ и МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани, на базе которой в 2020 году был создан Полилингвальный комплекс, сотрудничают уже не один десяток лет, реализуя совместные общеобразовательные проекты. Директор Полилингвального комплекса А. Шамсутдинов, как и многие другие члены педагогического коллектива этого образовательного учреждения – выпускники Казанского университета.
В этом учебном году наши пути еще теснее сошлись: университет готовит учителей школ для работы в билингвальной и полилингвальной образовательной среде, которая создана в Полилингвальном комплексе (а таких комплексов на территории РТ будет создано шесть), где преподавание школьных дисциплин осуществляется на трех языках: русском, татарском и английском. Такой подход, как отметил Айдар Ильдарович в своем выступлении, которое прозвучало на английском языке, является системным, направленным на сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, формирование национального самосознания, укрепление исторической памяти, популяризации культуры, духовных традиций и исторического опыта народов Республики Татарстан, приобщает молодое поколение со школьной скамьи к этнонациональным ценностям своего народа, позволяет создать парадигму «язык-культура-история». Обучение английскому языку и на английском языке отдельных предметов формирует практические, лингвистические и коммуникативные компетенции, развивает устойчивый интерес к изучению языков на основе компаративного изучения страноведческого, лингвострановедческого и краеведческого материалов, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре других народов, способствует моделированию толерантного мышления.
С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель директора по научной деятельности Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ, доктор педагогических наук, профессор И. Ярмакеев. В своем обращении он отметил, что полилингвальное образование становится востребованным трендом в российском образовании. Создание полилингвальных комплексов и подготовка педагогических кадров для работы в таких образовательных учреждениях – это наша общая миссия, подчеркнул Искандер Энгелевич.
Тематика докладов была широкой, но можно сказать, что их объединяла и общая идея: организация такой образовательной среды в школе и вузе, которая бы готовила конкурентноспособного выпускника, обладающего разносторонними знаниями, навыками речевого общения на, как минимум, трех языках, способного видеть мир глазами разных людей и проявлять терпимость и уважение к другим вкусам, привычкам, взглядам.
Было выражено общее мнение, что предметное обучение на разных языках способствует развитию у обучающихся логического мышления, различных видов памяти, разносторонних знаний и навыков речевого общения на изучаемых языках.
Все участники конференции также выразили пожелание продолжать сотрудничество в самых разных форматах и на разных площадках. И вот уже запланирован новый совместный проект: организация педагогической практики студентов ИФМК в Полилингвальном комплексе «Адымнар – Путь к знаниям и согласию» в феврале 2021 г.
Источник информации: Т.С. Пименова, Б.Э. Хакимов
Фотоматериалы: Р.Р. Зарипова, А.В. Данилов