В современной педагогике мы все чаще встречаемся с таким понятием, как «грамотность чтения». Это словосочетание стало известно и популярно благодаря международной Программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), цель которой оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.
Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность», «естественнонаучная грамотность».
Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего.
По определению РISA, «грамотность чтения» - это «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. Сущность понятия составляют также признаки: понимание, рефлексия и использование. Таким образом, термин «грамотность чтения» имеет широкий смысл. Не предполагается в явном виде проверять технику чтения. Основное внимание уделяется проверке умения «грамотно читать» в различных ситуациях. Учащимся предлагаются тексты разных жанров: отрывки из художественных текстов, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма, документы, статьи из газет и журналов, инструкции, рекламные объявления, географические карты и т.д. В них используются различные формы представления информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы, графики.
Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Процесс чтения очень сложен для детей - в нем участвуют память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы.
Как показывают международные исследования РISA, оценка грамотности чтения должна учитывать следующие пять аспектов, овладение которыми свидетельствуют о полном понимании текста:
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (20% заданий),
-выявление информации (20% заданий),
-интерпретация текста(30% заданий),
-рефлексия на содержание текста(15% заданий),
-рефлексия на форму текста(15% заданий).
Поэтому подготовка к проверке «грамотности чтения» должна осуществляться постепенно, при этом на разных этапах обучения внимание педагога должно быть акцентировано на разных аспектах овладения «грамотностью». В связи с этим свою подготовку к проверке «грамотности учащихся» 15-летнего возраста по системе РISA,мы начали с проверки техники чтения у учащихся 7 классов. Перед нами стояла задача проверить, насколько хорошо учащиеся владеют первыми двумя аспектами «грамотности» (общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, выявление информации) на данном этапе обучения. В последующие несколько лет эти же учащиеся будут проходить проверку «грамотности чтения» по другим аспектам. Конечной целью нашего исследования будет проверка «грамотности чтения» этих учащихся в 9 классе по международной системе РISA.
Для проверки техники чтения в 7 классах был выбран не художественный текст, а текст иного жанра – биография. Выбор данного жанра можно объяснить тем, что на уроках разного профиля (математика, физика, история, литература, химия) учащиеся часто встречаются с биографиями тех или иных научных деятелей, известных личностей, внесших вклад в разные сферы жизни.
Перед учащимися стояла задача не столько быстро прочитать текст, сколько понять его и ответить на вопросы по содержанию текста.
Как показал анализ результатов техники чтения, у многих учащихся такой вид деятельности вызвал затруднения. Каковы могут причины таких затруднений? Среди факторов, влияющих на скорость чтения текста и осмысления его содержания, можно назвать низкую скорость мыслительных процессов и невысокий уровень развития мышления, а также привычку перечитывать прочитанное. Плюс к этому, ученик не сориентировался в потоке информации, так как не может выделить смысловую информацию на фоне дополняющей, поясняющей и иллюстрирующей.
Быстрому чтению можно учиться, делая специальные упражнения и соблюдая принципы быстрого чтения. Некоторые из них представлены здесь:
1. Читаем не спеша. Спешить не надо. Скорость чтения не должна превышать скорости понимания. Чтение со скоростью, превышающей скорость понимания, - пустая трата времени.
2. Читаем без регрессий. Часто взгляд учащегося многократно возвращается уже к прочитанному тексту. Торопливость делает возвраты частыми. Одно из условий быстрого чтения – отказ от ненужных возвратов к прочитанному. Выработка привычки читать только вперед.
3. Читаем без проговаривания. Обычно чтение сопровождается неосознанной артикуляцией, но можно научиться читать молча. Для этого используют, например, упражнение «Чтение под музыку». Чтобы устранить внутреннее проговаривание, можно читать под музыку. Важно только при этом ее слушать. Сильнее действует сочетание чтения с пением или прослушиванием новостей. Абсолютное подавление артикуляции не обязательно – важно научиться понимать прочитанное, используя зрительный анализатор, не переводя увиденное в проговоренное.
4. Используем переферийное зрение. Прочитывание каждой буквы замеляет чтение и не способствует пониманию. Тот, кто видит сразу несколько букв, слово целиком, находится в более выигрышном положении. Чтобы тренировать свое переферийное зрение, можно выполнять упражнение «Чтение с созерцанием». Во время медленного чтения текста остановиться немного для созерцания. Взгляд не надо жестко фиксировать, надо стараться видеть страницу целиком. Потом опять можно продолжить медленное чтение, чтобы снова сделать перерыв на созерцание страницы.
5. Пробегаем несущественное. На малосодержательном не надо фиксироваться. Запоминать надо только действительно важное. Иногда нужно запоминать имя автора, даты и т.д., но не всегда, а бессодержательные фрагменты вообще не читать.
6. Отмечаем главное. На нужной информации следует замедляться, как бы обозначать паузами. Это помогает запомнить и осмыслить, но скорости чтения практически не снижает. Что главное в тексте – каждый решает для себя сам. Однако при чтении любого текста предлагается всегда видеть:
- основную мысль (главный тезис);
- строй аргументов, доказывающих мысль;
- то, что в жизни может пригодиться;
- новое, оригинальное;
- спорное, необоснованное.
Пример одного из текстов по международной программе PISA с заданиями.
Граффити.
Ниже помещены два письма. Оба они пришли по Интернету и оба они о «граффити». Граффити – это рисунки или надписи на стенах или других местах, выполненные без официального разрешения. Используйте письма для ответов на вопросы, предлагаемые ниже.
1. Я киплю от злости, так как в четвертый раз стену школы очищают и перекрашивают, чтобы покончить с граффити. Творчество – это прекрасно, но почему же не найти такие способы самовыражения, которые не причиняли бы лишний ущерб обществу?
Почему надо портить репутацию молодого поколения, рисуя на стенах там, где это запрещено? Ведь художники-профессионалы не вывешивают свои полотна на улице, не так ли? Вместо этого они находят средства и завоевывают славу на официальных выставках.
По моему представлению, здания, ограды, парковые скамейки сами по себе произведения искусства. И разве не жалко портить эту архитектуру росписью, не говоря уже о том, что используемый для этого метод разрушает озоновый слой. И я не могу понять, почему эти самозваные художники так злятся, когда их так называемые «художественные полотна» убирают с глаз долой снова и снова. Хельга.
2. У людей разные вкусы. Общество перенасыщено информацией и рекламой. Знаки торговых компаний, названия магазинов. Большие навязчивые плакаты по обеим сторонам улиц. Приемлемо ли все это? В основном, да. А приемлемы ли граффити? Некоторые говорят да, некоторые – нет.
Кто платит за эти граффити? А кто в конечном итоге платит за рекламу? Правильно. Потребитель.
А спросили ли те, кто ставит рекламные щиты, вашего разрешения? Нет. Тогда должны ли это делать люди, рисующие на стенах? Не просто ли это вариант общения, например, ваше собственное имя, названия партий или большие произведения искусств на улице?
Только вспомните о полосатой и клетчатой одежде, появившейся в магазинах несколько лет назад. И о лыжных костюмах. Модели и цвета были скопированы с разрисованных бетонных стен. Довольно забавно, что и эти модели, и цвета принимаются сегодня в обществе, восхищают, а граффити в том же стиле считаются ужасными.
Да, трудные времена настали для искусства. Софья.
Вопросы к тексту:
1. Цель каждого из писем:
А. объяснить, что такое граффити
Б. выразить свое мнение о граффити
В.продемонстрировать популярность граффити
Г. Рассказать людям, что очень много средств тратиться, чтобы смыть эти росписи.
2. Почему Софья ссылается на рекламу?
3. С каким из этих двух писем вы согласны? Дайте своими словами обоснование своей точки зрения, при этом используя то, что сказано в одном из писем или в них обоих.
4. Анализируя каждое письмо, мы можем обсуждать, что говорится в письме (т.е. его содержание). Мы можем обсуждать так же, как написано письмо (т.е. его стиль). Безотносительно к тому, с чьим письмом вы согласны, объясните, кто из этих двух авторов, по вашему мнению, написал письмо лучше? Обоснуйте свой ответ, ссылаясь на то, как написаны оба или одно из этих писем.