Директор Набережночелнинского института КФУ Махмут Ганиев ответил на вопросы, касающиеся изменений в структуре Набережночелнинского института КФУ.
- Студенты Набережночелнинского института КФУ вошли в «ТОП-100 лучших инженеров России», что подтверждает лидирующие позиции института в подготовке инженерных кадров в регионе. Каковы приоритетные направления деятельности института?
- Это очень отрадно, что наша инженерная школа является одной из лучших в России. Набережные Челны – промышленный город, и мы понимаем, что ему необходимы инженерные кадры. Но городу необходимы также кадры и в других областях – социально-гуманитарной, юридической, экономической. В связи с этим мы понимаем свою социальную ответственность за подготовку таких кадров. Набережночелнинский институт КФУ – крупнейший вуз Закамского региона, в котором на данный момент обучается около 10000 студентов. Здесь находятся не только «КАМАЗ» и Ford Sollers, но и большое количество предприятий, которые нуждаются в высококвалифицированных специалистах. И они нужны не только Набережным Челнам, но и Нижнекамску, Альметьевску, Лениногорску и другим городам не только республики, но и регионам Российской Федерации. В связи с этим деятельность института сконцентрирована на двух основных направлениях. Первое – это инженерная подготовка, в которую входят автомобильные инженерно-строительные направления, энергетика и IT-технологии, а второе – это социально-гуманитарное направление.
- В институте планируются какие-либо преобразования?
- Современная действительность предъявляет высокие требования к образованию, поэтому необходимо постоянно повышать качество образования как в гуманитарных, так и в технических областях. В связи с этим было принято решение о создании в Набережночелнинском институте КФУ двух Высших школ. Первая – Высшая инженерная школа, куда войдут автомобильное, инженерно-строительное и отделение информационных технологий и энергетических систем. Вторая – Высшая школа экономики и права, в состав которой войдут экономическое отделение и отделение юридических и социальных наук.
У нас в институте на разных кафедрах существует ряд однотипных лабораторий, которые требуют обновления материально-технической базы. Мы планируем объединить их в рамках соответствующих Высших школ, создать мощные научно-исследовательские OpenLabs с привлечением профессоров из ведущих вузов России и зарубежья, например, по инженерному направлению «Интелектуальные транспортные системы», «Аддитивные технологии» и гуманитарному «Инновации и технологии в образовании и коммуникации».
Работа в данных лабораториях будет основываться на междисциплинарном подходе, на взаимодействии профессорско-преподавательского состава и студентов с известными зарубежными учеными. Концентрация вокруг лабораторий позволит ознакомиться с тенденциями мировой системы инженерного образования, повысить качество учебных и научных исследований, развивать новые направления, проходить стажировки за рубежом. Мы обеспечим потребность кадров не только республики. К нам приезжают представители из других регионов, которым нужны наши специалисты. Функционирование двух Высших школ приведет к расширению и деловых связей. Мы не только будем готовить кадры, мы сможем выполнять практико-ориентированные научные разработки.
- Учебный год завершается, и скоро откроется прием на новый учебный год. Какие новые направления откроются в институте в связи с изменениями в структуре?
- В этом году будет впервые набор на такие направления, как холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения; землеустройство и кадастры; управление в технических системах. В будущем есть планы открыть специальности в области пищевой промышленности, на юридическом отделении направление «Автомобильное право».
- Как отразятся преобразования на студентах, которые уже обучаются в институте?
- Кафедры постоянно совершенствуют учебные планы с целью повышения качества обучения и еще большей их адаптации к проблемам и потребностям секторов экономики. Студенты почувствуют определенные улучшения качества обучения, но структурные изменения на студентах не отразятся. Весь учебный процесс по инженерным направлениям будет тесно связан с производством, что позволит студентам проходить практику в большинстве организаций и предприятий не только города, но и за его пределами. Практико-ориентированный подход позволит не только поднять качество обучения, но и приведет к более быстрой адаптации после окончания обучения на производстве. Практика, которую студенты будут проходить и в лабораториях и на предприятиях, приведет к тому, что на предприятие придет действительно высококвалифицированный специалист.
Что касается дипломов, то документ о высшем образовании они получат Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань).
- Известно, что институт тесно сотрудничает с различными промышленными предприятиями. Каким образом сотрудничество с предприятиями и организациями вплетается в стратегию развития вуза?
- На сегодняшний день мы работаем с предприятиями Свердловской области, Башкирии, Москвы, Санкт-Петербурга. Это приведет к кооперации. Мы работаем также и с вузами РФ, связи с которыми умножаются каждый год. Все эти старания будут направлены на процесс обучения студентов, на усилия, чтобы иметь связи по линии подготовки кадров, по линии научных разработок с другими регионами нашей страны.