Выпускница магистратуры Королевского колледжа Лондона (Англия) Дарья Ханолайнен с начала этого года приступила к работе в качестве разработчика и реализатора научно-исследовательских проектов на базе Института психологии и образования КФУ.
Для справки:
Королевский колледж Лондона – это британский колледж, основанный в 1829 году по указу короля Георга IV. Это один из двух колледжей, образовавших Лондонский университет в 1836 году. Королевский колледж претендует на звание третьего старейшего университета Англии после Оксфордского и Кембриджского университетов. Признан одним из ведущих университетов мира как в области образования, так и в научной деятельности. В рейтинге лучших университетов мира газеты Times в 2011 году Кингс-колледж занимал 7-е место среди европейских вузов и 27-е в мире.
Исследователь рассказала, что с самого начала хотела работать в России, и по окончании обучения в Англии решила вернуться в свой родной город – Петрозаводск. Однако в какой-то момент она поняла, что не сможет найти там соответствующую своему уровню образования работу. Надо уточнить, что в Королевском колледже Лондона Дарья Ханолайнен окончила с отличием магистратуру по направлению «Управление образованием».
«Я начала изучать ситуацию с развитием педагогических вузов в России. В этом отношении Казань мне очень понравилась – мегаполис с развитой инфраструктурой, с богатой историей и основательной научной базой. Можно сказать, что я пошла немного нестандартным путём. Обычно сначала выясняют, есть ли вакансии по желаемой должности - в моём случае это должность научного сотрудника, - затем, отправляют резюме и проходят собеседование. Я же сразу написала прямо в Институт психологии и образования КФУ о том, что хочу здесь работать. Рассказала о себе, и Айдар Калимуллин, директор института, с интересом отнёсся к моему письму и моим профессиональным навыкам. И вот теперь я работаю над научно-исследовательскими проектами на базе ИПО КФУ», - рассказала Дарья Ханолайнен.
Сейчас в составе научной группы она занимается организацией и проведением российских и международных педагогических исследований в рамках работы САЕ «Учитель XXI века», которую Институт психологии и образования КФУ активно развивает с 2016 года.
Однако, как подчёркивает сама исследователь, перед этим ей пришлось пройти долгий путь, нчавшийся в педагогической академии Петрозаводска, где она получила специальность «Преподаватель технологии», потом были пять лет работы в качестве учителя технологии и дизайна в одной из школ Петрозаводска. Но девушке не хотелось останавливаться на достигнутом, и поэтому она начала поиски способов повышения своей профессиональной и научной компетентности.
«Я стала искать различные варианты предлагаемых программ управления образованием, но поняла через какое-то время, что в России их достаточно мало. Тем более, мне хотелось пройти эти программы на английском языке. Мне он очень интересен – изучение английского языка всегда было моим хобби, и я подумала, что надо проверить свои знания, посмотреть, насколько мне будет по силам учиться за границей.
Я подала свои документы в три британских университета. Мои документы приняли во всех трёх, но я выбрала именно Королевский колледж Лондона. И, поскольку там обучение достаточно дорогое, я сразу же начала искать стипендию для оплаты обучения. В России существует государственная программа «Глобальное образование», которая помогает студентам из России в прохождении образовательных программ за рубежом. Но есть два условия – во-первых, необходимо обязательно пройти эти программы до конца, и, во-вторых, обязательно отработать после окончания этих программ в России в течение трёх лет.
Для получения этой стипендии требовалось предоставить документы о принятии в иностранный вуз. Министерство образования рассмотрело мою кандидатуру и выделило средства на учёбу в Королевском колледже Лондона. Магистерская программа была рассчитана на год обучения. Я уехала туда учиться в 2015 году, и уже в 2016 вернулась на родину», – говорит Дарья Ханолайнен.
Она добавила, что больше всего обучение в Англии понравилось ей большим количеством самостоятельной работы с литературой. Самообразованию уделяется очень много учебного времени. Лекций в классическом понимании во время обучения было сравнительно немного: в основном, занятия представляли собой открытые дискуссии по заданным темам, и на основе самостоятельной работы с литературой.
Исследователь отметила, что учёба в колледже отличалась демократичностью и свободой выбора тем научных эссе и других видов научной работы. При этом всегда можно было договориться о встрече со своим научным руководителем и обсудить с ним то, как продвигается работа и на что стоит обратить внимание - иными словами, получить научную консультацию.
На вопрос об отношении к иностранным магистрантам Дарья Ханолайнен ответила, что иностранцев встречали там доброжелательно и оказывали всю возможную поддержку. Однако профессора оценивают, в первую очередь, твои профессиональные и научные качества и исходят именно их этих показателей при построении профессиональных отношений.
«Самым сложным оказалась, на удивление, не учёба, а то, что родные и близкие были далеко. В первый месяц обучения в Англии это чувствовалось особенно сильно. Это тот месяц, когда ты адаптируешься к новым условиям и перестраиваешься для работы в другом режиме», – говорит Дарья Ханолайнен.
Она добавляет, что приходилось проводить в библиотеке, в среднем, по 12 часов в день для того, чтобы подготовиться к семинарам, которых проходили дважды в неделю. Но сейчас, уже после завершения магистерской программы Королевского колледжа Лондона, Дарья снова находится в новых для себя условиях – с августа 2016 года она является научным сотрудником Института психологии и образования КФУ.
«Я очень благодарна директору института за то, что хорошее отношение, желание развивать и совершенствовать педагогическую науку, поощрять интересные исследовательские работы и поддержка действительно помогли гармонично влиться в научный коллектив Института психологии и образования. Я поняла, что смогу здесь работать и продвигать современную науку», – заключила она.
В планах исследователя - непрерывно развиваться и продолжать работать над прорывными проектами.