Вряд ли можно кого-то сегодня удивить знанием английского. Настоящий "козырь в рукаве" - многоязычие. Какой же еще язык стоит изучать? Может, немецкий, как самый распространенный в Евросоюзе? С этим вопросом я отправилась к Ольге Донецкой - директору Немецкого центра образования, науки и культуры, которому исполняется 10 лет.
- На немецком разговаривают 230 млн. человек, - начала мое просвещение Ольга Игоревна. - Это жители Германии, Австрии, Швейцарии, Лихтенштейна, Бельгии, Люксембурга, Италии (Южного Тироля). Немецкий относится к 10 наиболее распространенным языкам мира. Это второй язык как иностранный в ЕС. Каждая 10-я книга в мире печатается на немецком …
- А насколько высоки шансы у человека, владеющего немецким, найти достойную, высокооплачиваемую работу?
- Многие интернациональные фирмы придают большое значение многоязычию. Как правило, востребованы языки тех стран, экономики которых очень динамично развиваются. Германия входит в тройку лидеров по объему мировой торговли после Китая и США. Это современный аргумент в пользу изучения немецкого языка.
- И весьма весомый!
- Раньше мы к таким данным вообще не обращались. Мы вспоминали Гете, Шиллера, Гейне… Но современная молодежь более прагматична. Почему я хотела, чтобы моя дочь изучала немецкий? Почему я своих студентов убеждаю в том, что немецкий учить необходимо? В том числе и потому, что в Казанском университете созданы хорошие условия для его изучения. У наших студентов есть уникальная возможность обучаться бесплатно в Германии семестр, год или же получить там магистерское образование. Мало того, им гарантирована хорошая стипендия – примерно 1 тыс. евро. Такого в мире больше нет нигде! В Америке, Великобритании образование на высочайшем уровне, но обучение там становится все дороже. А их стипендиальные фонды, в первую очередь, поддерживают студентов своих стран. Германия предоставляет стипендии в большом количестве.
- Принято считать, что некоторые студенты и молодые специалисты едут учиться за границу, чтобы там остаться. Как насчет утечки мозгов? В Вашей практике такие случаи были?
- Не надо все политизировать. Важно создавать условия молодым людям, чтобы они возвращались назад. Во всем мире обучение за границей в течение хотя бы одного семестра - это норма. В зарубежной стране год равен двум в своей стране. При условии, что студент там учится, а не дурака валяет. У человека меняется взгляд на мир. Этому способствуют новые впечатления, новые люди, знакомство с иным менталитетом, другими научными школами…Все это азбучные истины.
- Что Центр может предложить тем, кто задумался об изучении языка Моцарта и Бетховена?
- У нас около 20 программ: от "нулевого" уровня до самого продвинутого, вплоть до подготовки к сдаче теста DaF, который дает право на обучение в вузах Германии. Но мы не ограничиваемся проведением языковых курсов, а позиционируем себя как культурную площадку, которая реализует массу проектов. Участие в совместных российско-германских проектах для студентов - промежуточный этап между обучением и применением знаний в реальной жизненной ситуации.
- Мы уже рассказывали о международной образовательной программе «Тандем», в которой принимали участие 10 студентов КФУ и 10 студентов Регенсбургского университета. Каковы результаты исследовательской деятельности россиян в Германии и немцев в России?
- Готовится к печати сборник эссе студентов, который выйдет при поддержке Казанского университета в Германии, в Университете Регенсбург на 2 языках: русском и немецком.
- Какие яркие проекты реализовал центр в прошлом году и что бы хотелось осуществить в этом ?
- Все наши проекты настолько разные, что их очень трудно сравнивать. В 2014 году, например, мы совместно с Институтом психологии и образования приглашали специалистов по педагогике из Дрезденского технического университета, которые проводили семинары, тренинги для студентов и преподавателей. В результате работы у нас возникли совместные публикации. В прошлом году мы выпустили вместе с Центром Европейского союза КФУ коллективную российско-германскую монографию по проблемам гражданственности. У нас существует масса небольших проектов, которые, тем не менее, вносят решающий вклад в повышение качества образования. Это и блочные семинары, и серия докладов на иностранном языке для наших слушателей. Причем на наши мероприятия мы всегда приглашаем всех желающих.
Что касается еще не реализованных, но очень важных для университета проектов, то сюда можно отнести междисциплинарный бакалавриат с Регенсбургским университетом. Это колоссальный проект, который предполагает получение обучающимися двойных дипломов. Наш центр его инициировал и передал его для реализации в ИВИиМО. Поддерживает проект Германская служба академических обменов (DAAD).
В апреле пройдет серия мероприятий, посвященных 10-летию Немецкого центра образования, науки и культуры. Что именно планируется?
Во-первых, состоится олимпиада по немецкому языку. Победитель в первой группе (уровень В1/В2) получит стипендию на участие в Летней языковой школе ДААД, в Германии, а занявший 1-е место во второй группе (уровень А2/В1) – сертификат на прохождение семестрового курса по немецкому языку в Немецком центре ОНиК. Кроме того, пройдут несколько конкурсов: стихов, мемов, фотографий… Запланированы мастер-класс, тренинг, будет работать мастерская креативного письма. Подробнее о мероприятиях, намеченных на 13-17 апреля, можно узнать на сайте нашего центра.
Приходите, будет интересно!