27.06.2014
Министр образования и науки назвал причины, мешающие развиваться вузам
Неэффективная система управления и низкая доля иностранных преподавателей мешают российским университетам развиваться, сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов на совещании с членами наблюдательных советов вузов-участников проекта повышения международной конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров в пятницу.
27.06.2014
Филиалам вузов РФ рекомендуют не готовить менеджеров и юристов
Министерство образования и науки порекомендовало 171 филиалу российских вузов прекратить прием абитуриентов, чтобы подготавливать для региональных предприятий только востребованные ими кадры, сообщил РИА Новости в пятницу сотрудник пресс-службы министерства.
"Минобрнауки России направило руководству ряда подведомственных вузов рекомендации о прекращении приема абитуриентов в 171 филиал. При этом филиалам технических вузов дана рекомендация министерства о прекращении с этого года приема студентов на непрофильные направления и специальности — экономистов, юристов, менеджеров. То есть, если существует филиал, который профилирует на подготовке инженеров и технологов, то он должен концентрироваться на решении этих важнейших для региона задач", — сказал собеседник агентства.
27.06.2014
Медведев подписал новый устав Российской академии наук
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал новый устав Российской академии наук, сообщил сам глава правительства на встрече с президентом академии Владимиром Фортовым, передает ИТАР-ТАСС.«Я только что подписал устав РАН - это важнейший внутренний документ, на основе которого академия действует», — заявил Медведев. Он констатировал, что работа над уставом заняла некоторое время, и окончательный вариант документа учитывает предложения как самой РАН, так и правительственных структур. «Пользуйтесь», — обратился премьер-министр к главе академии.
27.06.2014
Александр Адамский
Допуск к застою
Удивительное дело: практически все эксперты сходятся на том, что в образовательной политике происходит консервативный поворот, но назвать причины и тех, кто отвечает за то, что этот поворот происходит – либо боятся, либо не хотят портить отношения.
Маятник образовательной политики качнулся в сторону, противоположную инновационности, свободе, многообразию и вариативности, поддержке инициатив и делегированию ответственности, развитию индивидуального подхода и вообще – развивающему образованию.
Воодушевляющее управление (слова С.Л. Соловейчика), поддержка достоинства и сотрудничества, снижение давления бюрократии и надзирательства над школой – все это отходит (если еще не отошло) на задний план.
27.06.2014
Оскорбление учителя может стать уголовно наказуемым деянием
В Госдуме разрабатывается законопроект о введении уголовной ответственности за насмешки и оскорбления педагогов в школе
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов («Справедливая Россия») готовит законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» в части, касающейся статуса педагогического работника. Своими поправками законодатель предлагает ввести для школьных учителей стимулы для продолжения работы в школе, например, право на отпуск до года с оплатой половины суммы заработной платы при условии, если человек отработал педагогом 10 лет подряд. Кроме этого, парламентарий предлагает и меры по повышению защищенности педагогов, в том числе от оскорблений их чести и достоинства.
24.06.2014
РФ разработает проект повышения мирового статуса отечественных вузо
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) объявил тендер на разработку системы управления проектом повышения конкурентоспособности ведущих университетов России, начальная (максимальная) цена госконтракта составляет почти 20 миллионов рублей, соответствующая заявка размещена на портале госзакупок.
"Интеграция российских вузов в международную академическую систему и обеспечение их конкурентоспособности кроме усилий самих вузов-участников проекта требует усилий системного характера со стороны государственного заказчика, экспертов в области высшего образования, тренеров, вовлеченных в проект", — говорится в документе.
16.06.2014
Минобрнауки РФ приостановило работу уже 650 диссертационных советов
Министерство образования и науки РФ приостановило деятельность уже 650 диссертационных советов, борясь с появлением псевдоученых и модернизируя систему аттестации научных кадров, сообщила замминистра Людмила Огородова на совещании по проблемам подготовки научных кадров в Томском политехническом университете в понедельник.
В конце 2013 года Минобрнауки приостановило работу 602 из 2,5 тысячи диссоветов, работающих в России. Глава Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов пояснял, что эти советы не прошли перерегистрацию с учетом новых требований Минобрнауки, принятых в декабре 2011 года.
16.06.2014
На повышение качества образования 14 ведущим вузам выделят 10 млрд руб
Правительство РФ приняло решение выделить более 10 миллиардов рублей в 2014 году на поддержку конкурентоспособности 14 ведущих вузов страны, текст соответствующего решения, принятого на заседании 11 июня, опубликован на сайте кабмина.
Как говорится в документе, эти финансовые средства будут "способствовать увеличению количества российских университетов, занимающих лидирующие позиции в мировых рейтингах университетов, повышению качества российского образования и его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг".
.
16.06.2014
Ирина Ивойлова
Тысяча российских вузов провалила мониторинг
Минобрнауки опубликовало список из тысячи вузов, которые выполнили меньше четырех требовний поэффективности.
Напомним, коллегия, на которой решалась судьба вузов, участвовавших в мониторинге, прошла еще 3 июня, но тогда журналистам назвали лишь общие цифры и озвучили новую позицию министерства: отныне никто не называет вузы двоечниками, неэффективными или плохими. Сейчас Минобрнауки только лишь перечисляет учебные заведения, которые выполнили или не выполнили показатели мониторинга. И никаких оценок. Их должны дать учредители вузов. Они же должны принять, если нужно, меры по оптимизации, реорганизации или, как сказано в протоколе заседания Межведомственной комиссии, "кадровые решения в отношении руководящего состава".
15.06.2014
Российское высшее образование - одно из лучших?
Россия относится к числу передовых стран по качеству высшего образования - такой вывод сформулировал Фонд общественного мнения (ФОМ) в результате проведенного им экспресс-опроса. В опросе участвовали три группы людей: руководство вузов (ректоры, проректоры, деканы факультетов), молодежь в возрасте от 18 до 25 лет и руководители предприятий.
Более 60 процентов молодых людей считают Россию если не лидером, то передовой страной в области образования. Такого же мнения придерживаются руководители вузов (67 процентов), среди работодателей так думают 54 процента. Тем не менее, часть респондентов оценивают Россию как отстающую или даже отсталую страну в сфере образования - от 27 процентов молодежи до 38 процентов работодателей
11.06.2014
Ректор МГУ: возврат к госраспределению студентов невозможен
Вернуться к системе государственного распределения студентов после окончания вузов, которая существовала в советское время, невозможно. В будущем будет создана новая система, основанная на заключении трехсторонних договоров между студентом, вузом и корпорацией. Такое мнение высказал в интервью ИТАР-ТАСС ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.
"Сейчас другое общество, другие ребята, другие отношения вузов с экономикой. Раньше была плановая экономика, и руководители кадров министерств отбирали нужное им количество выпускников. Сейчас вся экономика - в частных руках. Поэтому возврат госраспределения в том виде, в котором он существовал тогда, невозможен", - считает Садовничий.
10.06.2014
В Россию за экономическим образованием
Анна Курская, РИА Новости
Российское экономическое образование в последние два десятилетия стало конкурентоспособным на мировом уровне. Отечественные экономические вузы и факультеты уже давно пользуются самым высоким спросом у абитуриентов, и постепенно среди последних появляется все больше иностранцев.
Кто приезжает в Россию из-за рубежа, чтобы учиться экономике? В первую очередь, это русскоговорящие граждане других государств ? стран бывшего СССР и дальнего зарубежья. Они могут выбрать для поступления один из множества вузов, расположенных в разных регионах России. Во вторую очередь, в Россию приезжают учиться экономике иностранцы, которые пока не владеют русским языком, но предполагают в будущем либо работать в представительствах иностранных компаний в РФ, либо вести бизнес с российскими партнерами в своей стране.
09.06.2014
Путин: при оценке эффективности вузов нужно учитывать мнение студентов
Президент России Владимир Путин считает, что при оценке эффективности вузов должно учитываться мнение студентов."Не знаю, насколько оно, мнение студентов, учитывается, но должно учитываться", ? заявил он на встрече со студентами Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в Архангельске.
По его словам, студенты являются потребителями услуг вузов, а "потребитель ? это главный оценщик".Президент также заявил о необходимости создать студенческий совет при министерстве образования и науки РФ. "Мы всячески поддерживали и будем поддерживать студенческое самоуправление по целому ряду направлений деятельности ? распределение общежитий и стипендий и по другим вопросам", ? отметил президент.
В свою очередь, помощник президента Андрей Фурсенко заверил, что "мы попытаемся вместе с Дмитрием Викторовичем Ливановым этот вопрос об учете мнения студентов учесть".
Минобрнауки России в январе этого года опубликовало список вузов и филиалов, которые по итогам мониторинга эффективности 2013 года нуждаются в реорганизации и оптимизации. В мониторинге приняли участие 934 государственных, негосударственных, муниципальных и региональных вуза и 1,478 тысячи филиалов.В 2014 году в мониторинге эффективности приняли участие 968 вузов и 1356 филиалов, в том числе 552 государственных вуза и 878 филиалов госвузов. По итогам мониторинга межведомственная комиссия предписала провести мероприятия по повышению эффективности деятельности в 1010 вузах и филиалах. В отношении них Рособрнадзор проведет аналогичную работу.
09.06.2014
Путин: студенты должны заниматься разработками, нужными бизнесу
Президент России Владимир Путин заявил, что студентам технических вузов следует заниматься такими разработками, которые востребованы бизнесом."Нужны конкретные разработки, в том числе как бизнес просит которые бы отвечали на запросы реального производства", ? заявил Путин на встрече со студентами Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова. "У нас есть рынок, который ждет вашего продукта", ? добавил президент.Он заметил, что на совещании о социально-экономическом развитии Поморья один из представителей бизнеса заверил, что его компания готова вкладывать большие деньги в разработку новой техники.
06.06.2014
Минобрнауки не видит необходимости возврата к системе распределения
Минобрнауки РФ не видит необходимости возвращаться к обязательному государственному распределению на предприятия выпускников вузов, заявил журналистам замглавы министерства Вениамин Каганов, комментируя предложение Росмолодежи о возврате к подобной системе.
"Думаю, что масштабная система, обязывающая всех студентов, даже бюджетных вузов, поехать работать туда, куда они не очень собираются, сейчас невозможна, хотя локальное применение этого посыла может быть", ? сказал Каганов.
05.06.2014
Наталья Добровольская
Глава ЕК призвал мировых лидеров больше инвестировать в образование
Глава Еврокомиссии (ЕК) Жозе Мануэл Баррозу, а также премьеры Дании и Норвегии в открытом письме призвали мировое сообщество больше инвестировать в образование детей, особенно девочек, сообщается в коммюнике ЕК.
Письмо подписали еврокомиссар по развитию Андрис Пиебалгс, премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмитт, премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг, глава Всемирного партнерства по образованию (Global Partnership for Education), экс-премьер Австралии Джулия Гиллард в преддверии международной конференции по образованию 26 июня в Брюсселе.
05.06.2014
Эксперты: количество "вечерников" и "заочников" в РФ увеличивается
Количество российских студентов, выбирающих вечернее и заочное образование, ежегодно увеличивается, однако этот процесс может дать импульс для развития в стране онлайн-образования. Такое мнение высказали российские эксперты в ходе обсуждения концепции ежегодного доклада правительства РФ Федеральному Собранию о реализации государственной политики в сфере образования в 2013 году.
По словам директора Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Татьяны Клячко, в 2013 году 55% студентов выбрали вечернюю и заочную формы обучения. По мнению эксперта, это связано с высокой стоимостью обучения
05.06.2014
Эксперты: количество "вечерников" и "заочников" в РФ увеличивается
Количество российских студентов, выбирающих вечернее и заочное образование, ежегодно увеличивается, однако этот процесс может дать импульс для развития в стране онлайн-образования. Такое мнение высказали российские эксперты в ходе обсуждения концепции ежегодного доклада правительства РФ Федеральному Собранию о реализации государственной политики в сфере образования в 2013 году.
По словам директора Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Татьяны Клячко, в 2013 году 55% студентов выбрали вечернюю и заочную формы обучения. По мнению эксперта, это связано с высокой стоимостью обучения.
"Мы так быстро наращиваем бюджетные нормативы, что население за нами не успевает. Оно будет уходить в "заочку". Если требовать, чтобы студенты оплачивали обучение не ниже нормативов, то, соответственно, идет "откачка" в тот сегмент высшего образования, за качество которого мы не можем отвечать", ? сказала Клячко.
05.06.2014
Депутаты ГосДумы раскритиковали мониторинг эффективности вузов
Александр Хинштейн - член МВК, занимающий должность заместителя председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, заявил, что некоторые подходы Минобрнауки, использованные в ходе анализа деятельности вузов, носят субъективный характер. Депутаты ГД считают, что многие параметры оценки трудно применить к реалиям. Такой критерий, как количество квадратных метров на студента по факту не учитывал арендованную вузами площадь, а за месяц до начала мониторинга метраж увеличился с 11 до 14 метров.
Критерий количества иностранных учащихся не имеет отношения к качеству подготовки обучающихся и тем более к учебному процессу. Данный критерий должен был выявлять конкурентоспособность вузов России по отношению к зарубежным, но в число иностранных студентов в первую очередь попадали граждане СНГ, что не даёт положительной динамики в конкурентоспособности высшей школы России. Много вопросов вызывал параметр востребованности выпускников.
05.06.2014
Всероссийский форум ?Приоритеты 2014: Информатизация образования и здравоохранения в России?
4 июня 2014 COMNEWS провела Всероссийский форум ?Приоритеты 2014: Информатизация образования и здравоохранения в России?.
Цель форума была декларирована как создание независимой всероссийской площадки для открытого диалога между разработчиками ИТ- и телеком-решений и профессиональным отраслевым сообществом, а также создание ?банка? идей для практического применения бюджетными и частными образовательными и медицинскими учреждениями на своих площадках.
На пленарной части заметно выделялась медицинская тематика. Потом группы разделились? я пошел на секцию ?Education & Training 2.0. Барьеры и точки роста информатизации научно-образовательного комплекса в России?. Диалог? понятие тонкое, видимо.
04.06.2014
Российский образовательный портал
Алексей Дуэль
В России стало трудно найти талантливых школьников
Отечественную школу постоянно реформируют, сборные страны привозят медали с международных предметных олимпиад, на развитие образования выделяются миллиарды рублей, а в науку идти работать некому. Вчерашние школьники хорошо заучивают огромные массивы информации, но применять полученные знания на практике у них получается с трудом, уверен старший научный сотрудник физического факультета МГУ, доцент кафедры физики школы им. А.Н. Колмогорова Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) МГУ Сергей Сергеев. Он считает, что систему подготовки и обучения талантливых детей надо ориентировать на практическую работу.
04.06.2014
Ирина Ивойлова
Неэффективных вузов в России больше нет
По итогам мониторинга эффективности вузов, который прошел в 2014 году, межведомственная комиссия признала: учредители 1010 вузов и филиалов должны провести работу по повышению эффективности их работы. Всего в мониторинге принимали участие 2324 вузов и филиалов, включая негосударственные. Вопреки ожиданиям журналистов заседание Межведомственной комиссии прошло за закрытыми дверями, журналисты даже не могли понаблюдать за обсуждением по видеотрансляции. Все это, конечно же, говорит о том, что споры и разногласия между участниками были.
03.06.2014
Свободный университет
Нужно ли гению учиться в университете, если Билл Гейтс и Стив Джобс их не заканчивали? На каком языке надо читать лекции в России? Кто лучший управленец вуза: канцлер, ректор, менеджер?
Эти и другие проблемы российского образования обсуждались в рамках Петербургского международного экономического форума на "Деловом завтраке" Сбербанка "Новые модели образования для экономики ХХI века". Его участниками и экспертами стали ректоры ведущих вузов России, представители власти и бизнеса. Модератором выступил президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф.
03.06.2014
Минобрнауки: более тысячи вузов и филиалов должны повысить эффективность своей работы
В мониторинге эффективности вузов 2014 года приняли участие почти все учебные заведения в России
По решению межведомственной комиссии (МВК) учредителям 1010 вузов и филиалов предписано провести мероприятия по повышению эффективности деятельности. Отчеты о проведенной работе они должны представить до 31 октября 2014 года. Об этом сообщили в пресс-службе Минобрнауки.
"Через год мы рассмотрим отчеты по тем мерам, которые были приняты. Также Рособрнадзор проведет проверки вузов, которые в этот перечень тысячи вузов попали", - заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
03.06.2014
Неэффективных вузов в России больше нет
В России 1010 вузов должны работать лучше
По итогам мониторинга эффективности вузов, который прошел в 2014 году, межведомственная комиссия признала: учредители 1010 вузов и филиалов должны провести работу по повышению эффективности их работы. Всего в мониторинге принимали участие 2324 вузов и филиалов, включая негосударственные. Вопреки ожиданиям журналистов заседание Межведомственной комиссии прошло за закрытыми дверями, журналисты даже не могли понаблюдать за обсуждением по видеотрансляции. Все это, конечно же, говорит о том, что споры и разногласия между участниками были.
03.06.2014
Анастасия Мальцева
Андрей Волков:
Чем меньше государство вмешивается в образование, тем лучше
Ксения Чудинова, директор по внешним связям проекта ?Сноб?, модератор дискуссии: Реформа образования идет очень давно. Каждый из вас участвует в этом процессе и понимает, какие есть минусы и плюсы в том, что происходит?
Андрей Волков, преподаватель бизнес-школы ?Сколково?, один из новаторов российского управленческого образования: Никакой реформы нет. Начиная с 1991 года идет волна модификаций, изменений, но не реформы в ее исконном значении. Смены формы не произошло. Советская школа 1985 года от сегодняшней не сильно отличается. В ней есть та же математика, физика, классно-урочная система ? все атрибуты остались. Да, дети выглядят по-другому, у них появились мобильные телефоны. Еще есть маленькие косметические изменения, такие как ЕГЭ, на которые нервно реагируют журналисты и публика. Но суть процесса не изменилась. Радикальной реформы в образовании не произошло за последние 150 лет, начиная с прусской гимназии.
03.06.2014
Росмолодежь предлагает вернуть систему госраспределения выпускников вузов
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) предлагает возродить систему государственного распределения студентов-бюджетников, в случае если последние поддержат инициативу. Эта идея уже получила одобрение самих студентов в рамках Московской студенческой дискуссионной площадки, сказал глава ведомства Сергей Поспелов в интервью газете "Известия". По его словам, студенты-бюджетники готовы работать по распределению в течение двух лет после окончания вуза.
Поспелов заметил, что распределение коснется только студентов, обучающихся за счет государства. "Они учатся за бюджетные деньги, и ресурсы государством тратятся весьма значительные", - пояснил глава Росмолодежи.