На одном из совещаний федеральных университетов нам было поручено проработать тему«Развитие общегражданской идентичности».
Начну с того, что по данным переписи 2010 года в РФ проживает представители 193 национальности. На юге России, по сравнению с другими регионами страны поликультурностьпредставлена в концентрированном виде (так было и в СССР).
Все субъекты Северо-кавказского округа отличаются высокой степенью полиэтичности, поликонфессиональности, активностью миграционных процессов, что на фоне слабой экономики и высокой степени безработицы, сложной криминогенной обстановки обуславливают потенциально высокие риски социальных конфликтов, которые имеют некоторые проекции в сферу межэтнических конфликтов, особенно в молодежной среде. К сожалению, продолжается пополнение рядов экстремистов, приверженцев радикальных религиозных течений среди молодежи.
И вот эти этнополитические, этносепаратистские явления рождают тревогу, опасение у всех жителей региона и оказывают существенное воздействие на всю социально-политическую и экономическую ситуацию региона. Террористические, криминальные, коррупционные проявления наносят ущерб самосознанию жителям региона, как самобытной общности, и с другой стороны, как гражданам России.
Воспитание в молодых людях принадлежности к единой гражданской нации и формирование идентичности – это задача, от решения которой мы как федеральные университеты, как научно-педагогическое сообщество не только не можем быть в стороне, но и должны быть в авангарде этой деятельности.
Кафедра философии нашего университета ежегодно проводит опросы студентов о значимости в молодежной среде таких понятий, как патриотизм, безопасность страны, толерантность, сильное государство, историческая значимость, малая родина, отечество и др. базовые понятия. По итогам этих опросов проводят анализ о влиянии этих понятий на жизненные позиции респондентов. Анализ показывает, что из года в год такие понятия становятся более значимыми, особенно «патриотизм», как основы консолидации общества. Причем, понятие «гражданин России» становится приоритетным для 48 участников опроса.
Результаты опроса студенческой молодежи на юге России показывают, что отождествляют себя «с товарищами по работе и учебе» - 61, 3% респондентов; с людьми, «разделяющими взгляды на жизнь» – 55,8%; а отождествление себя «с россиянами и согражданами» всего 37,7%.
То есть идентификация «мы, как россияне» стоит на 6 позиции 10-ступенчатой идентификации участников опроса.
Почему мы считаем, что проблема воспитания общегражданской идентичности представляется на сегодня более чем актуальной. Мы предлагаем на перспективу в качестве сетевого проекта взаимодействия федеральных университетов включиться в эту работу. Думаю, что у каждого из федеральных университетов есть солидный задел по этой проблематике и в образовательной тематике, и внеучебной деятельности. Нам ничто не мешает объединиться, чтобы заниматься этой проблемой.
Традиционно, коллеги, во всех вузах работа по формированию социальных компетенций больше идет через внеучебную деятельность. Мы в Северо-кавказском университете данные социальные компетенции формируем посредством не только внеучебной деятельности, но и включаем в учебные планы, которые обеспечивают подготовку и формирование этих компетенций. Всего таких курсов разработано 20 кафедрами - 67, которые образуют междисциплинарный модуль, и называется он «Междисциплинарный образовательный модуль: «Безопасность и противодействие терроризму».
Сформированная этнокультурная компетентность обеспечивает готовность личности к преодолению трудностей, взаимодействию с представителями различных этнических обществ, непредвзятости позиции при оценке действительности др. людей, терпимости к поведенческим стереотипам в повседневной жизни, а также способствует преодолению этноцетрических предубеждений, участливо и тактично откликаться на запросы и поступки носителей других культур.
Сегодня мы рассматриваем 3 вида идентичности – этническую, идентичность, региональную и общероссийскую.
Сегодня во всех федеральных университетах придается большое значение формированию общегражданской идентичности, имеется очень успешные работы в этом направлении и у нас есть все основания для ее систематизации.
В заключении хотелось сказать следующее: во-первых, без создания в университете соответствующей образовательной среды невозможно активное формирование гражданской позиции молодых людей, навыков культурного межнационального общения и взаимодействия и уважительного отношения к истории народов России.
Во-вторых, пропаганда культурного многообразия и одновременно гражданского единства – это должна быть многогранная и системная работа.
В-третьих, в настоящее время назрела необходимость и созданы реальные условия для интеграции федеральных университетов в работе по формированию гражданской идентичности.
В-четвертых, федеральные университеты могут стать своего рода инновационной площадкой для разработки и апробации технологии формирования общегражданской идентичности.
В-пятых, реализация такого проекта позволит вести мониторинг состояния и динамики роста культуры межэтнических взаимодействий в каждом федеральном университете.
И подводя промежуточные итоги этого проекта, мы можем подтвердить, что институт образования как никакой другой может решить поставленную задачу государственной значимости и стратегической важности.
Последовательно решая эту задачу, мы обеспечим на тактическом уровне снижение конфликтогенной ситуации, а на стратегическом уровне обеспечим условия формирования солидарного общества и гражданской нации. Сетевое взаимодействие наших университетов могло бы происходить как в плане объединения образовательных ресурсов, так и в плане общих масштабных, с большим воспитательным эффектом студенческих мероприятий.
Левитская А.А. – ректор СКФУ