Кукса И.Ю. – первый проректор – проректор по учебной работе БФУ им. И.Канта
Наша рабочая группа работала над сетевыми программами бакалавриата и в ее работе принимали участи абсолютно все представители федеральных университетов. Благодаря использованию сетевых программ бакалавриата, мы можем значительно повысить общероссийскую академическую мобильность, тем более что контингент студентов, обучающихся на бакалавриате несколько больше, чем на магистерских программах.
Еще один момент, о котором говорил Александр Борисович, что создавая программы бакалавриата, мы можем обнаружить уникальные компетенции, которыми может обеспечить каждый вуз в равной степени, но один вуз в уникальной степени.
Положение о критериальной системе оценивания достижений обучающихся в ФУ;
Эти документы должны четко регламентировать как взаимодействие, так и реализацию. Совершенно очевидно, что если говорить о системной работе в становлении сетевого взаимодействия, то необходимо решить еще ряд вопросов. Это вопросы о разработке и утверждении самостоятельно разработанных образовательных стандартов для сетевых магистерских программ на основе опыта их реализации федеральными университетами; внесение соответствующих корректировок в Программы развития ФУ п. 2 «Организация сетевого взаимодействия с региональными, российскими и зарубежными учебными, научными и профессиональными сообществами»;разработка нормативных правовых актов, регламентирующих финансирование сетевых образовательных программ.
Любая академическая мобильность требует определенных затрат. При выборе любой из предлагаемых обучающих программ сетевого взаимодействия университет, на базе которого будет реализовываться программа, несет соответствующие расходы на ее оказание. Если это происходит за счет федерального бюджета, то возникает необходимость взаимозачетов посредством субсидии на выполнение государственного задания, если это идет по договору с оплатой стоимости, то возникает необходимость взаиморасчетов посредством оказания платных образовательных услуг в связи разницей стоимости услуг в университете. При этом возникает необходимость разработки нормативно-правового акта, регулирующего вопросы взаиморасчетов между университетами – участниками сетевого взаимодействия.
И немаловажный аспект – это итоговая государственная аттестация. Ее формат, документы государственного образца. И в связи с этим выявляется еще ряд вопросов – тестово-оценочный уровень, то есть контроль за процессом подготовки магистров, оценочный уровень итоговой государственной аттестации, уровень в виде федерального экзамена, престиж соответственно диплома, и, я думаю, высшей формой оценки является проведение общественно-профессиональной аккредитации реализуемых программ.
Таким образом, сетевое взаимодействие федеральных университетов в реализации магистерских программ в перспективе может быть одним из инструментов совершенствования качества образования. Это позволит повысить уровень академической мобильности, как студентов, так и преподавателей федеральных университетов, повысить уровень высшего образования в федеральных округах за счет использования объединенного кадрового и ресурсного потенциала федеральных университетов, привлекать предприятия и организации в качестве основных работодателей для формирования востребованных компетенций при разработке собственных стандартов. Повысить уровень научных исследований в макрорегионе при совместной реализации магистерских программ за счет интегрированной научной базы. В целом, несмотря на объективные трудности, возникающие вопросы, реализация сетевого взаимодействия это работа на перспективу и на позитивные изменения в системе образования.