Уважаемые коллеги! Позвольте представить результат объединенных усилий федеральных университетов по разработке представляемого материала – это САФ, Северо-Кавказский и Балтийский университеты. Приятно было осознавать, что все мы работали в одном направлении. В разработке подходов сетевых образовательных программ мы ориентировались на определение, обозначенное в ст. 273 в законе об образовании, где дана интерпретация этого понятия.
Координационное ядро, как я уже сказала, составляли 3 университета. Модели и механизмы взаимодействия сетевых образовательных программ разрабатывал САФУ, сетевые программы бакалавриата – Балтийский ФУ, а сетевые программы магистратуры – Северо-Кавказский. Мы оставили обсуждение сетевых образовательных программ открытым, не ограничиваясь только федеральными вузами. Продолжая добрую традицию, начинаю презентацию с дорожной карты. Рассматривая этапы дорожной карты, мы поставили себя в очень жесткие временные рамки.
Мы стараемся не отставать, и целый ряд этапов уже завершен. Это разработка моделей сетевых образовательных программ, разработка нормативно-методического обеспечения СОП (сетевые образовательные программы) формирования базы и возможных реестров, согласование сетевых магистерских программ уже произошло. Мы сейчас находимся на этапе разработки механизмов реализации СОП, согласования и предварительного утверждения на совете СОП, надеемся к декабрю завершить разработку сетевых учебных планов. И начать информационную кампанию для абитуриентов, чтобы набор произошел на сетевые программы в сентябре 2014г.
Перейду к моделям сетевого взаимодействия. Здесь нам надо было сформировать общее видение, на каких уровнях мы можем взаимодействовать. Поэтому мы для себя прописали уровни различных сетевых событий, в рамках которых мы будем работать.
Первая модель – модель горизонтального взаимодействия.Модель «горизонтальное взаимодействие» направлена на удовлетворение потребностей вузов-участников сети посредством ресурсного обмена с целью повышения качества реализации образовательной программы. Эта модель может быть и не оформлена как сетевая образовательная программа, а представляет собой подготовку определенных образовательных программ. Это тоже очень серьезное взаимодействие в рамках сетевых образовательных программ.
Вторая модель получила название «партнерская сеть» №1. Здесь обучение осуществляется вузом самостоятельно по базовым модулям.
А формирование индивидуальной траектории обучения осуществляется путем выбора вариативных модулей вузов-участников сети.
В этой модели требуется полное или частичное согласование учебных планов. Согласование сетевых учебных планов необходимо в рамках базовой части, трудоемкости и компетенций сетевых вариативных модулей.
«Партнерская сеть №2» не очень сильно отличается от первой.Обучение здесь по базовым модулям осуществляется вузом самостоятельно. Определены сетевые вариативные модули, их трудоемкость и последовательность изучения в вузах-партнерах. Необходима 100% согласованность учебных планов.
Следующий модуль – получил название «ресурсный центр». Когда один из университетов выступает очень серьезным центром компетенции, а другие университеты подтягиваются. Интеграция вузов-участников сети на базе одного, обладающего наибольшим материальным и кадровым потенциалом. Обучение по базовым модулям, как правило, осуществляется вузом самостоятельно. Обучение по вариативным модулям осуществляет вуз, являющийся ресурсным центром для данной сетевой образовательной программы. Необходима 100% согласованность учебных планов.
У нас уже есть в рамках согласованных сетей пожелания - вузам работать в рамках реализации партнерского сотрудничества по модели «партнерская сеть 1 и 2, а также по модулю – ресурсный центр. Мы уже задумались о разработке инновационных междисциплинарных сетевых программ. В том числе по собственным образовательным программам федеральных университетов и завтра хотим на рабочей группе выйти с этим предложением.
Чичерина Н.В. – проректор по учебной работе и академическому развитию САФУ