В десяти районах Татарстана откроют школы исключительно для талантливых детей. Обучать юные дарования будут лучшие педагоги республики и профессора Казанского федерального университета (КФУ), причем как минимум на трех языках — татарском, русском и английском. Все классы оборудуют по последнему слову методической науки и техники. Мнения родителей разделились, а специалисты- психологи считают, что способным детям непросто ужиться вместе.
В Татарстане планируют создать единую сеть гимназий и лицеев-интернатов для одаренных детей. Проект, направленный на поддержку талантливых и одаренных ребят из сельских школ, разрабатывается по поручению президента Татарстана Рустама Минниханова. Пока проходят рабочие встречи и ведутся обсуждения, документы находятся на подписании у президента.
Однако SmartNews удалось узнать подробности проекта от его инициатора — директора Института филологии и искусств Казанского федерального университета Радифа Замалетдинова. Он рассказал, что лицеи и гимназии-интернаты по гуманитарному и естественно-научному профилям обучения создадут в десяти районах Татарстана. Предварительно утверждены такие города и районные центры: Казань, Арск, Сабы, Актаныш, Азнакай, Мамадыш, Буинск, Агрыз, Бавлы и Нурлат. Причем лицеи и гимназии будут создаваться на базе уже действующих общеобразовательных школ. Запуск проекта запланирован на сентябрь 2013 года.
Принимать в интернаты будут с седьмого класса, когда уже очевидны способности ребенка.
Отбор детей будет осуществляться на конкурсной основе с помощью системы тестовых заданий и с учетом портфолио учащихся.
Радиф Замалетдинов, инициатор проекта, директор Института филологии и искусств Казанского федерального университета, доктор педагогических наук, профессор, SmartNews
Для одаренных детей планируют закупить новейшие комплекты лингафонного оборудования, оснастить кабинеты по физике, химии, математике и другим учебным предметам по последнему слову методической науки и техники. Обучать юных гениев будут лучшие преподаватели республики.
Преподавать в лицеях будут учителя данного муниципального образования, прошедшие серьезный конкурсный отбор. Предпочтение будет отдаваться учителям, владеющим несколькими языками. Кроме этого, преподавание в данных гимназиях-интернатах и лицеях-интернатах в сетевом дистанционном режиме будут осуществлять лучшие преподаватели и профессора Института филологии и искусств КФУ.
Радиф Замалетдинов, инициатор проекта, директор Института филологии и искусств Казанского федерального университета, доктор педагогических наук, профессор, SmartNews
В порядке эксперимента создаваемые гимназии-интернаты и лицеи-интернаты перейдут на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Учебное заведение само сможет участвовать в разработке учебных планов и образовательных программ. Но уже сейчас можно сказать, что отдельные предметы планируется преподавать на татарском и английском языках.
Несмотря на такое высокое качество образовательных услуг, деньги за обучение с родителей брать не будут.
Обучение в данных гимназиях и лицеях в рамках федеральных государственных образовательных стандартов будет бесплатным.
Радиф Замалетдинов, инициатор проекта, директор Института филологии и искусств Казанского федерального университета, доктор педагогических наук, профессор, SmartNews
Между тем опрошенные SmartNews психологи считают, что одаренным детям будет непросто ужиться вместе.
Экспертное мнение Елена Павлова директор кабинета психологической помощи «Альфа-Пси», психолог-педагог II категории, детский и клинический (медицинский) психолог, сертифицированный гештальт-терапевт
— Я знаю, что в Санкт-Петербурге была такая школа, в которую со всей России собирали одаренных детей. Это сложные дети, они все уникальные и зачастую не склонны к общению. Когда в одном месте собирается куча звезд, летят искры. Одаренность просто так не дается. У каждого такого ребенка есть какие-то особенности, и зачастую они психологического характера. И то, каким образом люди, которые будут их собирать в одном месте, будут обустраивать их жизнь, — тема для диссертации, ее нужно обдумывать. Надо изучать зарубежный, российский опыт. Этот опыт изучен. Но любая изоляция — это плохо. Человек — существо социальное, оно хорошо развивается и адаптируется в социуме. Поэтому мы детей на домашнее обучение отправляем только при большой необходимости. Среду нужно создать здоровую, продумать быт и общение ребенка. Возникает много вопросов, и хороших специалистов надо задействовать, чтобы дать на них ответ, прежде чем проект реализовывать.
Есть и противоположная точка зрения.
Экспертное мнение Олег Васильев практический психолог, психотерапевт
— Это нормально, если дети будут заниматься специализированно. Есть опыт спортивных школ-интернатов, хореографических учебных заведений, в которых учатся дети, с ранних лет отобранные по определенному признаку, — ничего страшного там не происходит, они уживаются. Я лично не вижу здесь проблемы. Я думаю, что дети, которые одаренны, должны развиваться в особых условиях, а не в общеобразовательных школах, где у них меньше возможностей развить свои способности.
В целом же, по мнению специалистов, идея хорошая, поскольку учеба в обычных школах не дает талантливым детям раскрыть свой потенциал. Однако особое внимание авторы проекта должны уделить учителям лицеев и гимназий и воспитателям интернатов.
Экспертное мнение Алита Галиуллина директор центра дошкольного развития "Умка", старший преподаватель кафедры психологии труда и психофизиологии ИЭУП, практикующий психолог
— Одаренные дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить, поэтому спецшколы нужны. Очень важно не загонять ребенка в стандартные мыслительные и поведенческие рамки. Поэтому этим интернатам нужно сосредоточить силы на подготовке кадров, ведь только творческий человек может воспитать творческого человека. И нужно внедрять новые технологии обучения — олимпиады, турниры, научные конференции, выставки. Работать с одаренными детьми сложно, они очень часто бывают вспыльчивые, нетерпеливые, требовательные. На них в классе, в обществе часто смотрят косо, они как белые вороны, у них часто бывает комплекс неполноценности. Не каждый поймет такого ребенка, даже педагог в обычной школе может относиться к нему негативно. Поэтому психологическое сопровождение таких детей обязательно, тренинги с ними надо проводить, обучать методам саморегуляции эмоциональных состояний. Сегодня интерес к одаренным детям повышенный. Поэтому и создаются школы. Это и правильно, потому что это будущая творческая интеллигентная элита.
Мнения родителей по поводу нововведения также разделились. Некоторые считают, что проект вызывает доверие и что дети в 14 лет вполне могут жить вдали от родителей. Однако есть и те, кто настороженно относится к подобной идее, называя ее «экспериментом над детьми». Опасения родителей вызывает и то, что они впервые услышали об этом проекте от SmartNews. Первых детей планируют набирать уже на 2013/2014 учебный год. Сейчас март, а про проект мало что известно. Когда дети успеют подготовиться к летним приемным испытаниям?
Огромное поле для вопросов. Как будет осуществляться взаимодействие педагогов лицея и преподавателей КФУ? Существует ли апробированная программа, рекомендованная к употреблению в этих лицеях? И какие результаты должен дать эксперимент? Чему такому специфическому должны дети научиться, чего они не могут получить в обычной хорошей школе? Как будут принимать детей? Отбор в школы — это довольно смутный процесс. Будет ли у детей возможность подать апелляцию? И вообще, я считаю, что в 12–13 лет говорить об одаренности или неодаренности ребенка сомнительно. В этом возрасте есть дети, познавательные процессы у которых не сформировались в полной мере, или те, у кого развита склонность к одному предмету… Кого тогда считать одаренным ребенком? Подобный подход настораживает.
Алла Протас, мама ученицы 7-го класса, социолог, психолог, SmartNews
Сама возможность отдать ребенка в интернат неоднозначно воспринимается родителями. У многих появились сомнения в такой форме обучения после того, как в открывшийся минувшей осенью в Казани ИТ-лицей для одаренных детей-программистов не приняли прошедших по конкурсу девочек.
Я бы отправила ребенка только в том случае, если он сам этого хочет. Мы в прошлом году поступали в ИТ-лицей, сначала я мотивировала своих детей, а потом они и сами захотели. И хотя девочек не приняли, моя дочка хочет там учиться, а вот я уже настороженно к этому отношусь. Моя дочь участвует в олимпиадах по математике, сама ведет уроки, заменяя учителя порой; она при поступлении в лицей набрала 95 баллов, тогда как нужно 85 баллов. Через прокуратуру мы добились, чтобы девочек приняли на следующий год. Но недавно нам стало известно, что родителей мальчиков заставляют подписать письмо, что они против того, чтобы учиться вместе с девочками. Уже до такого уровня низкого опускается ИТ-лицей. Но надо признать, что уровень общего образования упал и в последнее время стало модно, чтобы дети учились в хороших лицеях-интернатах. Поэтому проект, который создает КФУ, я считаю замечательным.
Диана Гиматова, мама учеников 7-го класса, SmartNews
Интернат — это изоляция ребенка, в первую очередь от семьи. Система ценностей в этом возрасте только формируется. Смогут ли педагоги-предметники работать с детьми за пределами школьной системы? Есть ли воспитатели, которые круглосуточно будут находиться в интернате? Вряд ли воспитательный процесс за пределами обучения будут обеспечивать профессиональные педагоги. Но именно воспитателями там должны работать мастера своего дела. Если лицеи и гимназии будут создаваться на базе уже действующих школ, то это радикальным образом всю обычную школу переформирует. Как одновременно классы ребят, которых не причислили к одаренным, будут соседствовать с интернатскими? В обычных школах учатся порой такие дети, которые за пояс заткнут любых детей из специализированных школ. Поэтому сегрегация совершенно не нужна. Надо поощрять отдельные способности, но помещать детей в изоляцию от всех прочих — нецелесообразно.
Алла Протас, мама ученицы 7-го класса, социолог, психолог, SmartNews
Однако есть родители, которым идея понравилась.
Я считаю, что ребенок уже в семь лет перестает быть ребенком и становится взрослым, личностью. Дальнейший процесс воспитания, на мой взгляд, уже может проходить без родителей. Если он попадет в среду близких себе по развитию — это хорошо. Проект может стать большим прорывом при условии, если учителя в данных школах будут высочайшей квалификации и с любовью относиться к детям. Это своего рода «Сколково» для школьников. В этом есть рациональное зерно. Я бы могла отдать своего ребенка в такую школу. Если бы она находилась в Казани, то я бы не видела смысла с ночевкой отдавать дочку и полностью изолировать от семьи. Если бы я жила в дальней деревне, удаленной от преподавателей высокого класса, то я бы с удовольствием делегировала в такую школу своего ребенка. А в случае с Казанью я бы в Мамадыш не отправила ребенка. В 14 лет ребенка можно и в Англию, и в Швейцарию отправлять учиться. В крупных городах России это практикуется. Потому что если оставить после 14 лет ребенка здесь, то можно его испортить.
Айгуль Мирзаянова, мама ученицы 2-го класса, директор спортивного телеканала ITV, SmartNews
Преподаватели казанских школ оценили проект в целом положительно, но отметили, что зацикливаться на работе только с одаренными детьми неправильно — это не в духе нового закона об образовании. Он был принят в декабре 2012 года, и основная идея заключается в том, чтобы работать не столько с гениями, сколько с детьми, может быть, и не обладающими исключительными способностями, но мотивированными.
Проект прекрасен по общим принципам, как любая вещь, которая создается для детей. Я работал шесть лет в обычной финской школе учителем математики, физики, химии, ездил в другие страны. Идея европейского образования в том, чтобы поднимать весь народ. У нас поднимают лучших. В обычной российской школе работают реально с 30–40% самых лучших детей, а двоечники-троечники считаются плохими людьми, которые образуют особую субкультуру в школах, дерутся, скандалят. Это реалии нашей страны. Во всем мире работают снизу и охватывают 70%. И это верно, потому что чаще всего верхние о себе сами могут позаботиться. К тому же одаренных детей, у которых IQ зашкаливает, всего 2%, по данным психологов. Во всем мире не собирают особенных детей вместе. Даже умственно отсталые дети там учатся в обычных школах. На самом деле нужно не школы для одаренных делать, а просто активнее вести работу с одаренными детьми в обычных школах.
Павел Шмаков, директор лицея им. Лобачевского при КФУ (обучают одаренных детей 7–11-х классов), SmartNews
Павел Шмаков судит о создаваемой сети лицеев и гимназий-интернатов по собственному опыту: уже год он пытается открыть при лицее интернат, нацеленный на работу с высокомотивированными детьми — «не с теми, кто может, а с теми, кто хочет». Но, несмотря на то что проект получил поддержку президента республики и интернат уже полностью оснащен и готов принять детей, лицею не удается согласовать все разрешения на работу.
Почему мы никак не можем открыть свой интернат? Мы не брали никого «слева», сделали прозрачную систему набора. Не берем детей руководителей — речь идет даже не о самых крупных, а о вторых, третьих заместителях. У меня телефон разрывается во время набора. Меня лично еще в тюрьму не посадили, поскольку у меня есть поддержка в лице руководителей республики. Но мы единственная школа, в которую не берут по звонку. Мы берем умных, смышленых детей, а не чьих-то дочерей и сынов. Поэтому я почти уверен, что в создаваемых лицеях и гимназиях будет половина детей местных руководителей. Такая опасность есть. Но все равно это хорошо: чем больше школ, тем лучше, ведь во всем мире школы работают в одну смену, а у нас — в две.
Павел Шмаков, директор лицея им. Лобачевского при КФУ (обучают одаренных детей 7–11-х классов), SmartNews
Однако в марте управление образования Казани одобрило инициативу лицея им. Лобачевского по созданию Специализированного олимпиадно-научного центра (СОлНЦе). С сентября интеллектуально-увлеченных школьников здесь будут готовить к исследовательской работе и выступлению на олимпиадах. Кроме стандартных разделов учебной программы, ребятам будут преподавать и дополнительные главы выбранных наук. К образовательному процессу планируется привлекать ученых и деятелей культуры.
В дневное время здесь смогут учиться до 150 ребят (7–11-е классы). Во второй половине дня в лицее будут проводиться семинары и олимпиадные факультативы для желающих из других школ. Первый набор учеников пройдет уже в мае.
Источник информации: http://smartnews.ru/regions/kazan/5406.html