В последнее время везет мне на поездки и интересные встречи. Вот и очередная командировка по работе, с которой возвращаешься с массой впечатлений и открытий. В этот раз случай привел меня в славный город Киров.
Здесь 25 февраля в мечети города состоялся семинар «Значение ислама в формировании мировоззрения и культуры народов Волго-Вятского региона», организованный Духовным управлением мусульман Кировской области.
В работе семинара приняли участие имамы, мусульманский актив области, представители национальных общественных организаций, а также представители областной администрации, курирующие государственно-конфессиональную сферу.
Как удалость выяснить, в целом на территории области существует около 260 зарегистрированных религиозных организаций и около 50 незарегистрированных.[1] Традиционно первое место по количеству занимают православные религиозные организации, на втором - мусульманские, далее следуют протестанты (баптисты, пятидесятники, адвентисты), есть и представители армянско-апостольской церкви, римско-католической церкви, Свидетелей Йеговы, иудейской общины. Также есть и представители традиционных верований, неоязыческого, псевдо-буддийского толков, которые тоже пытаются регистрировать свои организации, но обладают крайне низким уровнем знаний основ своего вероучения и религиозной практики.
Мусульмане Кировской области представлены преимущественно суннитами (татары, приезжие из Северного Кавказа и Средней Азии), а также общиной азербайджанцев шиитов.
Перед началом семинара мне удалось пообщаться с местными жителями, приехавшими с разных концов области для участия на мероприятии.
Традиционно татарскими в области считаются районы Малмыжа, Вятских Полян, Килмеза, Кирово-Чепецка, а также Слободской, Уржумский районы. В Слободском районе находится родина специфической этнографической группы - нукратских татар, которые исторически проживали в селе Карино, объединявшем в себе 6 деревень: Абашево, Касимово, Ильясово, Арсланово, Митюково, Деветьярово. Здесь говорят на своем каринском диалекте. Многие татары помнять имя своего рода, связанные с именами Арских (каринских) князей от которых произошли их фамилии: Кара-бек, Касим-бек, Деветьяр-бек и другие.
В самом полумиллионном Кирове татары составляют около 1 % населения. Есть своя общественная молодежная национальная организация татар «Яшьлек», руководитель которой Руслан Шакирзянов также приял участие в семинаре. Раньше проводились вечера общения, курсы татарского языка, встречи на природе, концерты. Также здесь есть Общественная организация «Местная Национально-Культурная Автономия Татар г. Кирова».
Для участия на семинар приехали представители мусульманских махалля с дальних районов – Малмыжского, Вятскополянского. Рубин абый Хайрутдинов с села Ком башы (Верхняя Гоньба) рассказал, что в селе есть две мечети, сохранившиеся еще с начала ХХ века. Сам Рубин хаджи служил имамом одной из этих мечетей. В 2010 году ему довелось совершить хадж. Он интересуется историей родного села. В местном архиве Рубин хаджи обнаружил документ 1784 года, свидетельствующий о существовании мектебе – учебного заведения при мечети. Местный житель написал письмо в Оренбургское магометанское духовное собрание с просьбой разрешить восстановить мечеть вместо сгоревшей. Каменную кладку мечети финансировал Ахмет бай из знаменитого села Каргалы Оренбургской губернии, деревянную верхнюю часть мечети подняли стараниями местных жителей. В народе помнят имя Гиззатуллы бая, супруга которого была с деревни Иске Йорек (Старый Ирюк). Рубин хаджи с гордостью отметил, что в Кировской области в годы Советской власти, за исключением городской мечети в самом Кирове, в селах не была разрушена ни одна мечеть, минареты не сносили, он перечислял мне имена татарских деревень своего края: Татар Кулбаш, Йорек, Смаил, Кенагар,Тан, Ямул, Шон, Кальня... Об истории села Старый Ирюк подготовлена книга.
На сегодняшний день в области насчитывается 37 махалля – мусульманских приходов, из которых около 11 зарегистрированных относятся к Духовному управлению мусульман Кировской области с центром в Малмыже, который относится в ДУМ РФ, около 18 зарегистрированных относятся к Духовному управлению мусульман Кировской области с центром в Кирове в составе ЦДУМ. Остальные приходы на сегодняшний день остаются незарегистрированными в силы того, что нет имама, или приходская жизнь идет вяло. Со слов начальника отдела по вопросам этно-конфессиональных отношений Министерства внутренней информационной политики Кировской области А.Ю.Березина, благодаря Зуфару хазрату Галиуллину[2] удалось сделать много, чтобы так называемые «неприкаянные» были зарегистрированы. Между мусульманскими приходами – махалля постоянно происходят миграционные процессы. Несмотря на, как правило, всегда имеющее место в данной сфере наличие брожения умов, все относятся уважительно к Председателю ДУМ Кировской области Зуфару хазрату Галиуллину. Этому способствует как характер хазрата, которого все знают как человека прямолинейного, за словом в карман не лезет и не держит камень за пазухой, и в то же время имеет репутацию человека не озабоченного конкурированием с коллегами за сферы влияния, лояльность властей и финансовые потоки. Не без проблем, противоречий и случаев недопонимания, которые, как правило, возникают из-за столкновения личных интересов и амбиций некоторых, но это не влияет деструктивным образом на стабильность общей ситуации.
Нельзя не отметить, что на сегодняшний день жители районов, находящихся на границе с Татарстаном отмечают разницу в уровне благосостояния населения, состояния дорог, развития инфраструктуры этих двух пограничных субъектов федерации и с белой завистью смотрят на соседей с Балтасинского, Кукморского районов, отмечая успешную работу руководства Республики Татарстан. В 2015 году в Вятских полянах местными активистами даже была инициирована идея проведения референдума о присоединении района к Татарстану, что вызвало озабоченность местных властей. То, что жители этого региона тяготеют к Казани не удивительно, отсюда до столицы Татарстана 150 километров, а до областного центра – Кирова – в два раза больше.
Уровень религиозного образования местных имамов разный. Есть выпускники Российского исламского университета (г Уфа), Российского исламского университета (г. Казань), медресе «Мухаммадия» (г. Казань). В Вятских Полянах существует учебное заведение, где основам ислама в свое время обучились многие ныне действующие имамы Кировской области. Здесь наряду с местными, до 2009 года занятия вели преподаватели из Турции. Сейчас преподавание ведут местные, закончившие РИУ (Уфа) и учебные заведения Турции. Также многие имамы обучались на различных религиозных курсах, проводимых в исламских учебных заведениях России (в Уфе, Казани и др.) и Турции. Есть мусульмане, получившие исламское религиозное образование в арабских странах и располагающие обширными знаниями по исламу. Но в области, как и по всей России, органы государственного контроля не допускают их к распространению знаний во избежание зарубежного идеологического влияния.
После прошедшей оптимизации учреждений образования здание закрывшейся татарской школы в деревне Ямышка на самой дальней окраине района обещали передать Духовному управлению мусульман Кировской области для создания медресе. Была даже подготовлена вся необходимая документация о придания ему статуса филиала Российского исламского университета в Казани для довузовского образования. На данный момент этот проект в силу ряда причин остался незавершенным. Если раньше для получения знаний об исламе существовали многочисленные курсы: мужские, женские, детские (по воспоминаниям местных жителей: “мечеть была битком забита”), то сейчас все предпочитают получать знания по Интернету”. Так что идея создания своего образовательного центра все еще остается актуальной.
В самом начале семинара Зуфар хазрат Галиуллин напомнил собравшимся участникам, что эта мечеть была построена их предками, говорил о том, что нынешним потомкам нельзя забывать их вклад, забывать родную культуру, Хазрат говорил о важности знания родного языка и обучения ему своих детей, Призывал воспитывать на татарской поэзии, на произведениях Габдуллы Тукая, Дардмана, Мусы Джалиля, Хасана Туфана. Призывал не лишать детей этих великих ценностей, как язык, литература, мудрость Корана. Говорил о необходимости изучать русскую поэзию, цитировал Зинаиду Гиппиус, чьи слова чрезвычайно актуально звучат в наше время: «Не знаю, плакать иль молиться, Дождаться дня, уйти ли в ночь, Какою верой укрепиться, Каким неверием помочь? И пусть вины своей не знаем, Она в тебе, она во мне; И мы горим и не сгораем в неочищающем огне».
В своем приветственнм слове А.Ю.Березин отметил, что надо найти те точки, которые объединяют людей, нежели точки, которые разъединяют независимо от того, какие национальности, какие религии представляют людей, которые населяют нашу страну. “Есть религиозность, а есть духовность. Бывает, что человек соблюдает все предписания, а в душе остается черствым. Одна из целей этой конференции заключается в том, чтобы уменьшить эту границу между религиозностью и духовностью”, - отметил приглашенный гость от администрации области и поздравил присутствующих с прошедшим праздником Защитников Отечества.
Зуфар хазрат Галиуллин продолжил тему и высказал предложение назвать День защитников Родины Днем верности Родине. “Шайтану все равно, кто победит в войне – Гитлер или Сталин, его цель раздел и раздор и он добился своей цели убив человеческими руками 40 миллионов человек, оставив 40 миллионов сирот и вдов...”, - заключил хазрат и напомнил, что религия ислам призывает к миру, об этом свидетельствует само слово “ислам”, которое образовано от корневого слова “мир”, “поэтому только с верой можно созидать и защищать”. Затронул Зуфар хазрат и тему имеющегося раскола в мусульмансом сообществе, выраженную в большом количестве муфтиятов: “Какой же я муфтий? Я не муфтий. Нынешние муфтии это не те, кто фетвы выдает, это чиновники, который осуществляет мост между мусульманами и государстовом, взаимодействуют с местной администрацией”.
Действительно, в непростое время, в котором мы живем очень важно сохранять традиции добрососедства и взаимопонимания, взаимопомощи, которые всегда были характерны для всех народов, представителей всех религий, населяющих как этот регион, так и всю нашу страну. Важно и сегодня напоминать об этом и перенимать друг у друга лучшие традиции и достижения.
Нельзя не отметить, что самые яркие и неожиданные впечатления от поездки в Киров на семинар «Значение ислама в формировании мировоззрения и культуры народов Волго-Вятского региона» остались от общения с местными жителями. Меня поразили фантастические лоскутные узоры, изготовленные талантливым, старательным и скромнейшим мастером, бывшим экскаваторщиком и мастером по меховым изделиям местным жителем кариинским татарином, внуком муллы из села Шеморданово Адхамом Шафиевым. Выйдя на пенсию 11 лет назад он решил пройти курсы лоскутного шитья и начал создавать эту красоту, которой был украшен зал, где проходил семинар. На одну работу в зависимости от сложности, по его словам, уходит от недели до 6 месяцев. Это и шамаили на ткани по мотивам работы Баки Урманче, где кораническое словосочетание «Альхамдулилля» изображено в виде дивного знака, напоминающего скрипичный ключ. Это и каллиграфические образцы аятов из Корана, и большие красочные панно, в которых переплетены растительные мотивы и арабская вязь. Как правило, по словам самого мастера, используются три основных мотива: солнце, птицы, и растительный орнамент -тюльпаны и неопределенные листья и растения. Работы Адхама Шафиева выставляются на местных выставках «Вятка рукодельная», «Вятка мастеровая». Самое большое желание мастера – это передать свое мастерство молодым ученикам, найти продолжателей. А моим желанием теперь стало увидеть работы Адхама Шафиева на выставке в Казани.
После завершения семинара мы не могли не посетить знаменитое село Карино – родину нукратских татар. Это считается самым северным в мире компактным проживанием татар. Если в 20-е годы ХХ века местных жителей насчитывалось 15000 человек, сегодня в селе Карино проживает более 500 человек. Здесь стараниями местных жителей по инициативе библиотекаря, краеведа Венеры Аполосовны Касимовой создан музей при школе, в которой сегодня обучаются всего 17 детей, работают 10 преподавателей.
В селе Карино есть свой чемпион области, России и мира по шахматам Касимов Рустам - обладатель командного золота на Всемирных играх в Греции, бронзовый призер Чемпионата мир по шахматам среди слабовидящих и слепых в Турции, обладатель первого места по быстрым шахматам в Южной Корее. Рустам живет в селе и ходит молиться в местную мечеть.
Но самое незабываемое впечатление осталось от общения со старожилами в помещении сельского Дома культуры, где мы собрались после посещения мечети и школы. В прошлом это было зданием мечети, построенном хаджи Исмаилом Кибишевым в начале ХХ века.
Венера ханум знакомила нас с составленным ею рукописным альбомом об истории села, где изложены сведения о возникновении поселения, о местной топонимике, бережно собранные у старожилов в начале 90-х годов. Она читала свои записи о памятных местах: родниках, горах, о рве, вырытом местными жителями против наступающих войск Колчака, который шел по Глазовскому тракту… рассказывала о канавах, вдоль которых растет шиповник, собираемый местными жителями… показывала копии фотографий начала ХХ века – семейную фотографию ахуна Гайнуллы Касимова – строптивого местного имама, отказавшегося изучать русский язык в свое время, а также фотографию его сына - молодого муллы Касимова Аухата 1888 года рождения, сделанную в фотографии Парамонова в г.Пермь на торговой улице д.Сыкулевой и многое другое…
В день нашего посещения что-то в клубе было не в порядке с освещением. Лампочка то загоралась, то гасла. И слава Богу, благодаря этому свет непонятно откуда появившейся лампы на столе, за которым шло наше душевное общение вперемешку на казанском и нукратском говоре, создавала удивительное ощущение нереальности происходящего. А действительно, было ли это все со мной на самом деле? Судя по сохранившимся фотографиям, это был не сон...
Я счастлива, что мне удалось оказаться очевидцем самой истории. Истории жизни нации. Это история, которая формируется на наших глазах. Формируется в наше время. Каким будет будущее татарской нации, определяется в этом. По этим крупинкам, вкладу этих людей, их старания, их труда, по пониманию того, что необходимо сохранить и передать потомкам.
Резеда Сафиуллина,
Доцент Российского исламского института,
Руководитель Научно-образовательного центра "Письменное наследие и археография" Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета,к.филол.н.
[1] Хотелось бы выразить благодарность за предоставленную информацию во время интервью начальнику отдела по вопросам этно-конфессиональных отношений Министерства внутренней информационной политики Кировской области Александру Юрьевичу Березину.
[2] Галиуллин Зуфар шайдулович - Председатель Духовного управления мусульман Кировской области в г. Киров.