Сегодня, 15 ноября, в Институте педагогики и психологии Казанского университета выступил ведущий специалист в области новых технологий обучения, профессор Института русской культуры имени Ю.М.Лотмана Рурского университета (г. Бохум) Клаус Вашик.
Тема лекции звучала следующим образом: «Обучение и преподавание с использованием новых технологий: откуда мы пришли – куда мы идем? Тенденции и проблемные области электронного обучения».
Клаус Вашик рассказал о том, как развивалось электронное обучение в течение последних 30-35 лет, какие имеются преимущества у такого образования, какие есть изъяны. Особо интересным было услышать его прогнозы на будущее университетского образования.
А будущее фантастически интересно! Вузы будут создавать и публиковать лекции и учебные модули только электронным способом. Студенты будут сами определять свою учебную траекторию и при этом, возможно, станут учиться не только одной специальности. Более того, они будут лишь эпизодически появляться в университете, так как мобильное обучение и обучение на дому станет доминирующим. Люди в университете будут встречаться в основном для того, чтобы вести дискуссии, а не слушать лекции. Многие студенты смогут учиться и работать параллельно, а важнейшими ключевыми компетенциями станут ответственность, мотивация, самодисциплина, потому что без них новая модель учебы не сможет функционировать эффективно.
Профессор предположил, что опустевшие аудитории станут заполнять люди более старшего возраста, так как настанет эпоха пожизненного непрерывного обучения и вузам будущего необходимо будет стать более разнообразными, как в плане клиентуры, так и режима обучения студентов.
Любопытно, что, рассказывая об этом, сам Клаус Вашик задается вопросом: «Это оптимистический прогноз или мрачная антиутопия?» Почему же такие крайности? А потому, что, по словам лектора, электронное обучение не решает ни одной проблемы преподавания. Для их решения необходима такая концепция развития вуза, в которую электронное обучение должно быть интегрировано.
«Электронное обучение в вузе успешно лишь настолько, насколько оно включено в хорошо продуманную общую функционально-содержательную, дидактическую и организационную концепцию», ‑ подчеркнул он. Вот если вуз сможет сказать: «Да, у нас электронное обучение существует как системная часть вуза», тогда, по словам специалиста, в этом учреждение правильное понимание проблемы.
Визит профессора Клауса Вашика отнюдь не случаен: он осуществляется в рамках новой программы повышения квалификации преподавателей федерального университета (программа носит модульный характер и в основном с привлечением иностранных специалистов). По этой программе свои семинары и мастер-классы в КФУ уже провели представители Сингапура, Болгарии, запланировано приглашение специалистов из США, Франции, Англии.
Сегодняшней лекцией визит профессора Клауса Вашика не ограничивается: ведущий специалист в области новых технологий проведет несколько семинаров, в процессе которых уже на практике продемонстрирует дистанционные курсы. Также планируется обсуждение возможных форм сотрудничества казанских ученых с другими немецкими коллегами. Тем более что, как отметил директор Института педагогики и психологии Айдар Калимуллин, КФУ в этом заинтересован: «В настоящее время Казанский университет активно исследует образовательные системы самых разных стран мира, пытаясь найти что-то полезное для российского образования. И в этом отношении опыт Германии очень интересен, потому что образовательная система этой страны, на мой взгляд, является наиболее стабильной, фундаментальной и стоит на тех устоях, которые зародились в предыдущие десятилетия».