История создания\Общая информация - Казанский (Приволжский) федеральный университет
История создания

Третье тысячелетие предъявляет повышенные требования к современной образовательной системе, диктует поиск новых форм и разработку государственных стандартов образовательного пространства с учетом подписанных нашей страной Болонских соглашений. Интеграция российской системы образования в европейское и международное сообщество выявила ряд проблем, решить которые, возможно только лишь объединив усилия всех ступеней российского образования в рамках одной организации. Казанский государственный университет им.В.И.Ульянова-Ленина выступил с инициативой образования университетского образовательного округа. Его создание - это стремление с помощью университетов поднять уровень образования во всех его звеньях, вовлечь высшие учебные заведения в решение крупных научно-технических проблем, разработку инновационных технологий.


Подписание
Учредительного договора

Летом 2003 года в школы, гимназии, лицеи, колледжи, техникумы, училища и вузы Республики Татарстан было направлено информационное письмо, в котором каждому учебному заведению предлагалось принять участие в создании университетского округа, обозначить основные направления его деятельности, определить свою роль в складывающейся структуре. В процессе обсуждения был проведен всесторонний анализ отдельных аспектов современного образования.

Начальник Казанского юридического института МВД России Н.Х.Сафиуллин пишет:

"Считаем инициативу по созданию Ассоциации "КУОО" важной и своевременной. Положения проектов Договора и Устава достаточно полно отражают место и роль КГУ как головного подразделения Ассоциации в создании единой информационно-образовательной среды. Казанский юридический институт МВД России готов принимать активное участие в проводимых УОО семинарах, конференциях".

Место и роль Казанского социально-юридического института в структуре КУОО были определены ректором КСЮИ, директором ИСПО РАО, академиком РАО Г.В.Мухаметзяновой:

"Являясь инновационным учебным заведением, КСЮИ использует в своей деятельности прогрессивные педагогические технологии, обеспечивает систему повышения квалификации научных и педагогических работников, организовывает кадровое и научно-методическое руководство учреждений среднего профессионального образования Республики Татарстан".

Своё видение изложенных проектов предложил и Татарско-Американский региональный институт(и.о. ректора Ф.Т.Нежметдинова):

"Предложенные к обсуждению документы: Устав и Договор в целом отражают цели и задачи Ассоциации. Мы предлагаем проработать юридические нормы, предъявляемые к данному роду документам, что позволит избежать в случае возникновения разногласий ненужных усилий по их согласованию".

Реальные шаги по расширению сферы деятельности КУОО были предложены Альметьевским муниципальным институтом (ректор Д.С.Ягафарова):

"Мы готовы заключить с КГУ договор простого товарищества о совместной деятельности с последующим включением в него образовательных учреждений Юго-Востока".



Обоснованные замечания высказала в ответном письме ректор ТИСБИ Н.М.Прусс:

"В ходе создания университетского округа важным аспектом является разработка и согласование нормативных документов, регулирующих права и обязанности центральной администрации и подразделений КУОО, проработка структуры управления округом".



Мнение ректора Института экономики, управления и права В.Г.Тимирясова, сложившееся после обсуждения предложенных проблем, таково:

"Казанский государственный университет в силу накопленного им за 200 лет существования научного, методического, организационного и человеческого потенциала, призван служить ядром образовательного округа, формируя на своём примере модель безупречного во всех отношениях вуза, строящего свои отношения с субъектами образовательной деятельности на основании открытого диалога.

Образовательный округ призван выполнять функции единой системы просветительской деятельности региона, обеспечивающей высокое качество образования всех уровней. Наш институт заинтересован в создании при округе единой системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, в формировании совместных диссертационных советов, "обмене" научными руководителями аспирантов и соискателей, в создании единой базы информационных ресурсов и баз студенческой практики. Полезной считаем реальную интеграцию студенчества республики, что предполагает создание и использование совместной для высших и средних учебных заведений системы оздоровления, спортивных летних лагерей, санаториев-профилакториев, функционирование общих кадровых агентств".

Л.П.Кочнева, директор гимназии N7 г.Казани высказала свои ожидания в реализации создания университетского округа:

"Во-первых, чтобы учащиеся-победители и призёры олимпиад, конкурсов и конференций, имеющих статус не ниже республиканского, проводимых в рамках КУОО, имели бы реальные льготы при поступлении в КГУ. Во-вторых, чтобы у учителей гимназии существовала бы возможность льготного поступления в аспирантуру при КГУ или соискательства при кафедрах и лабораториях".

Средняя школа N39с углубленным изучением английского языка г.Казани активно вступила в обсуждение проекта (директор Г.А.Назипова):

"В системе округа мы могли бы взять на себя роль головной организации по обучению населения иностранным языкам, создать лингвистический центр".

Таким образом, осознавая актуальность решаемых проблем и острую необходимость осуществления совместной деятельности, 4 декабря 2003 года участники обсуждения проекта "Ассоциация КУОО" собрались на совещание, послужившее стартовым отсчётом совместной деятельности. В ходе активного обсуждения доклада проректора КГУ Р.Г.Минзарипова, обмена мнениями, анализа полученных предложений, были разработаны проекты учредительных документов, концепция развития, цели и главные направления деятельности будущей Ассоциации.

23 января 2004 года на базе Казанского государственного университета им.В.И.Ульянова-Ленина состоялось учредительское собрание, основным итогом которого явилось создание добровольного самоуправляемого образовательного сообщества Казанский Университетский Образовательный Округ (КУОО). В его состав вошли более 50 образовательных учреждений разных уровней и типов, в том числе 15 вузов республики.