Формирование исторической школы в Казанском университете происходило одновременно со становлением самого университета.
По уставу 1804 г. создавались две исторических кафедры: истории, географии и статистики Российской империи (первый зав. кафедрой проф. И.Ф.Яковкин) и всемирной истории, статистики и географии (первый зав. П.А.Цеплин).
Большую роль в развитии исследований в области отечественной истории, этнографии, духовной культуры сыграла кафедра словесности, которую в 1807 г. занял Х.Д.Френ - основатель Казанской школы ориенталистов. Им же было положено начало развития нумизматики в Казанском университете.
Первым историком-краеведом и этнографом являлся проф. К.Ф.Фукс, который будучи профессором естественной истории и ботаники одновременно профессионально занимался историей Казани, а также бытом, культурой казанских татар. Его справедливо называют зачинателем этнографических исследований в Казанском университете.
Для формирования исторической школы в XIX веке в Казанском университете было характерно широкое участие в этом процессе не только собственно историков, но и правоведов, представителей русской словесности и востоковедов, а также профессоров-естествоиспытателей, проявлявших живой интерес к российской истории. Огромный вклад в развитие научной исторической школы внесло Общество археологии, истории и этнографии, основанное в 1878 г. и просуществовавшее до начала 30-х гг. ХХ в.
С созданием в 1850 г. самостоятельного историко-филологического факультета, просуществовавшего до 1921 г., сложились более благоприятные с точки зрения организации науки условия для дальнейшего развития исторической школы в Казанском университете.
По уставу 1863 г. на историко-филологическом факультете действовало три отделения: классическое, славянско-русское и историческое. Создается четыре собственно исторических кафедры, в том числе отечественной истории и всемирной истории, которые стали основным центром изучения проблем отечественной и всемирной истории в Казанском университете.
Наиболее заметный вклад в исследование проблем отечественной истории во второй половине XIX - начале ХХ вв. внесли А.Щапов, Н.А.Фирсов, Д.А.Корсаков, Н.Н.Фирсов, предметом научных интересов которых являлись проблемы истории народов России, хозяйственного освоения поволжско-уральского региона, социальные движения, политическая история Российской империи в XVIII в.
В области всемирной истории во второй половине XIX в. формируется школа медиевистики (Н.А.Осокин).
В начале ХХ в. в Казанском университете интенсивно развивается антиковедение, благодаря трудам М.М.Хвостова, его ученика С.П.Сингалевича. Историей медиевистики в начале ХХ в. продолжали заниматься профессора В.Н.Пискорский и Н.П.Грацианский, впоследствии один из крупнейших советских медиевистов.
Историческая наука в Казанском университете переживала сложный период с 1921 по 1939 гг., когда в университете был ликвидирован историко-филологический факультет.
Возрождение исторического образования в Казанском университете началось с воссозданием в 1939 г. историко-филологического факультета (1939-1940 - самостоятельный истфак, в 1940 г. объединен с отделением филологии).
В 40-70-е годы ХХ в. историческая школа в Казанском университете развивалась на двух кафедрах истфилфака - истории СССР и всеобщей истории, а также историко-партийное направление исследований на кафедре истории КПСС, имевшей статус общеуниверситетской кафедры.
К началу 80-х годов в области отечественной истории в КГУ складываются несколько научных направлений - истории революций 1917 г. (И.М.Ионенко), общественной мысли татар в начале ХХ в. (Р.И.Нафигов), общественно-политической жизни в XIX в. (Г.Н.Вульфсон), колонизации Казанского края (И.П.Ермолаев), истории народов России эпохи средневековья, преимущественно тюркоязычных (М.А.Усманов) и др.
В области всеобщей истории доминирующим направлением становится антиковедение, историография истории зарубежных стран, методология истории (А.С.Шофман, А.И.Данилов, Н.А.Бурмистров, В.В.Иванов и др.).
С созданием в 1980 г. самостоятельного исторического факультета начинается новый период в развитии казанской исторической школы. В 80-90-е годы ХХ в. вместо двух базовых кафедр на истфаке создается 8 кафедр, на пяти из них исследуются проблемы отечественной истории и ряда специальных дисциплин. Это кафедры - отечественной истории до ХХ в., современной отечественной истории, источниковедения и историографии, политической истории и истории Татарстана.
За последние десятилетия успешно развиваются несколько направлений исследований в области отечественной истории на историческом факультете:
- "Социально-экономическая и политическая история средневековья и нового времени" (руководитель - проф. Е.А.Вишленкова),
- "Социальные, политические и экономические процессы в российском обществе ХХ века" (руководители - акад. АН РТ, проф. И.Р.Тагиров, проф. Р.К.Валеев),
- "Историографические и источниковедческие аспекты изучения истории российской интеллигенции ХХ в." (руководитель - проф. А.А.Сальникова),
- "Развитие общественной мысли, политической и духовной культуры народов России XIX - ХХ вв." (руководитель - проф. С.М.Михайлова),
- "Общественно-политические и национально-демократические движения в Татарстане в 1-й четверти ХХ в." (руководитель - проф. Р.Г.Хайрутдинов).
Проблемы истории зарубежных стран, истории цивилизаций, теоретические и методологические школы и направления в исторической науке - предмет исследований кафедр истории древнего мира и средних веков и новой и новейшей истории. Исследования проводятся в русле двух основных научных направлений:
- "Социокультурная эволюция доиндустриальных цивилизаций: современная методология и историография" (руководитель - доц. Е.А.Чиглинцев)
- "Теоретические и методологические течения зарубежной историографии ХХ в." (руководитель - проф. И.И.Шарифжанов).
На факультете сложилось, получившее широкое признание направление исследований в области этнографии (проф. Е.П.Бусыгин) и археологии (проф. А.Г.Мухамадиев).
Исторический факультет (с 1996 г. декан - проф. Р.К.Валеев) активно развивает научные связи с другими ведущими центрами исторической науки в Российской Федерации и в зарубежных странах, регулярно проводятся международные, всероссийские и региональные научные конференции по актуальным проблемам отечественной и всеобщей истории, археологии и этнографии. Ученые-историки принимают участие в целом ряде отечественных и международных исследовательских проектов.