Айдар Юрьевич Хабутдинов,
Казанский филиал Российского государственного университета правосудия,
Россия, 420088, Казань, 2-я Азинская, д. 7А,
aihabutdinov@mail.ru.
Милеуша Мухаметзяновна Хабутдинова,
Казанский федеральный университет,
Россия, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18,
mileuscha@mail.ru.
В статье реконструируются исторические события, послужившие основой для комедии-сатиры Н. Исанбета «Һиҗрәт» («Переселение»), созданной в 1923 году. Систематизирован материал по истории постановок произведения на театральной сцене. Определены исторические прототипы ключевых геров пьесы. Раскрыто своеобразие интерпретации произведения режиссером И. Зайниевым в спектакле «Качаклар» («Беглецы») (2016). Выявлена роль фарса, гротеска, карнавализации в постановке Альметьевского татарского государственного драматического театра. Обобщен исторический материал, проливающий свет на своебразие авторской установки в комедии-сатире «Һиҗрәт» («Переселение»). Идейно-художественное своеобразие произведения Н. Исанбета рассматривается в свете литературных и театральных тенденций 1920-х гг. и сквозь призму современности.
Ключевые слова: татарская драматургия, Н. Исанбет, Г. Исхаки, спектакль «Качаклар» («Беглецы»), И. Зайниев, Центральное духовное управление мусульман, муфтий Г. Баруди, Альметьевский татарский государственный драматический театр.