В год образования Казанского университета, в 1804 году, была открыта кафедра химии. Это событие положило впоследствии начало созданию химического факультета и всемирно известной Казанской химической школы.
Казань. Казанский университет. Казанская химическая школа. История науки строго фиксирует эту последовательность. В химической лаборатории Казанского университета в середине 19 века возникла научная школа, давшая миру целую плеяду замечательных ученых, труды которых составляют золотой фонд мировой химической науки. К.К.Клаус, Н.Н.Зинин, А.М.Бутлеров, В.В.Марковников, А.М.Зайцев, Ф.М.Флавицкий, А.Е.Арбузов, Б.А.Арбузов - вот перечень выдающихся имен, составляющих "основную линию" школы.
Н.Н.Зинин, а позднее и А.М.Бутлеров, будучи избранными академиками Петербургской Академии наук, в соответствии с традициями того времени перенесли свои исследования из Казани в Санкт-Петербург. Возникла "Петербургская ветвь" Казанской химической школы.
В.В.Марковников, покинув Казанский университет, продолжил исследования в Новороссийском (ныне Одесском), а затем в Московском университете. Образовалась "ветвь Московская". Ученики А.М.Бутлерова, а позднее ученики А.М.Зайцева возглавили кафедры и в других российских университетах: А.Н.Попов, Е.Е.Вагнер - в Варшаве, С.Н.Реформатский - в Киеве, А.А.Альбицкий - в Харькове:
Начало Казанской химической школе положили труды двух замечательных ученых: К.К.Клауса и Н.Н.Зинина. К.К.Клаусу, профессору Казанского государственного университета принадлежит слава открытия в 1844 г. элемента рутения. "Я новый элемент в честь отечества моего называю рутением" (по латыни: российским), - писал К.К.Клаус.
Двумя годами раньше, в 1842 г., выдающееся открытие делает Н.Н.Зинин. Он осуществляет восстановление нитробензола в анилин. Эта реакция положила начало промышленному органическому синтезу и, в частности, такой его отрасли, как анилинокрасочная промышленность. Н.Н.Зинин не только выдающийся ученый. Он - крупный общественный деятель, один из организаторов Русского химического общества (1868 г.), первым президентом которого Н.Н.Зинин состоял в течение 10 лет.
Славу своих учителей приумножил А.М.Бутлеров (1828-1886). Созданная А.М.Бутлеровым в 1861 г. теория химического строения органических соединений стала инструментом познания структуры органических соединений, определения путей их синтеза, установления связи между строением и реакционной способностью органических веществ. Ее положения составили фундамент современной органической химии. Бутлеровское направление получило развитие в Казани в работах наиболее выдающихся его учеников: В.В.Марковникова, А.М.Зайцева, Ф.М.Флавицкого. В.В. Марковников (1838-1904) развил идею о взаимном влиянии атомов в молекулах. В науку вошло и в учебниках по органической химии во всем мире фигурирует "правило Марковникова", определяющее порядок присоединения реагентов к ненасыщенным соединениям. Химия нефти - другое направление исследований В.В. Марковникова.
Есть в органической химии и "правило Зайцева", определяющее порядок отщепления реагентов при образовании ненасыщенных систем. А.М.Зайцев более, чем кто-либо из учеников А.М.Бутлерова своими классическими работами способствовал укреплению еще молодой теории химического строения. А.М.Зайцев (1841-1910) воспитал плеяду химиков-органиков. Среди них замечательные ученые: С.Н.Реформатский, А.Н.Реформатский, Е.Е.Вагнер, А.А.Альбицкий, И.И.Канонников, А.Е.Арбузов и др.
Несколько особое место занимает Ф.М.Флавицкий (1848-1917). Ф.М.Флавицкий принадлежал к тому редкому даже для конца XIX века типу ученых, которые одинаково успешно работали во всех отдельных областях химии.
С 1884 г. Ф.М.Флавицкий плодотворно трудился в неорганической и физической химии. Он первым стал в Казани читать курс физической химии и положил начало внедрению физических методов в исследование органических соединений.
Им высказаны оригинальные идеи о новой форме изображения периодической системы и новом "выводе" периодического закона Д.И. Менделеева, сделана попытка создания единой теории строения и форм химических соединений, свойств растворов и взаимодействия веществ в твердом состоянии.
Он по праву считается первооткрывателем химии твердого тела. В 1901 г. им предложена "Карманная лаборатория профессора Ф.М.Флавицкого для изучения химии твердых веществ и применении к анализу по его методу", он добился ее патентования в некоторых странах; создал новую систему химического анализа, которая представляет интерес и в настоящее время.
Флавицкий - автор серьезных трудов по лесохимии, основоположник подсочного хозяйства в России. Заново построил свою теорию растворов, опубликовав в 1914 г. статью "Химическая теория растворов", датировав ее "1897-1914". Он известен тонкими и непростыми исследованиями сложных природных веществ - терпенов, составной части смол деревьев хвойных пород. Это направление получило последующее развитие в работах А.Е.Арбузова и, в особенности, Б.А.Арбузова.
С именем А.Е.Арбузова (1877-1968) связано создание новой химической ветви химии фосфороорганических соединений, составившей фундамент химии элементоорганических соединений. Открытая А.Е.Арбузовым реакция, носящая его имя, стала по образному выражению президента Академии наук СССР А.Н.Несмеянова "столбовой дорогой" синтеза форфоро-органических соединений, многие из которых получили практическое применение.
В Казани возникла всемирно известная "арбузовская" школа химиков-фосфорооргаников. Непосредственные ученики А.Е.Арбузова: Б.А.Арбузов, А.И.Разумов, В.С.Абрамов, Г.Х.Камай - первые наиболее замечательные ее представители. Школа дала ответвления. Г.Х.Камай развил химию мышьякорганических соединений, А.Н.Пудовик - фосфороорганических соединений.
Велика роль А.Е.Арбузова как организатора науки в Казани. В 1928 году состоялся V съезд ВХО им. Д.И.Менделеева, отметивший 100-летие со дня рождения А.М.Бутлерова. Съезд принял решение об учреждении при Казанском университете научно-исследовательского химического института, носящего имя великого химика. Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР с 1октября 1929 г. был открыт Химический научно-исследовательский институт им. А.М. Бутлерова. Директором института был утвержден проф. А.Е. Арбузов.
Б.А.Арбузов (1903-1991) в течение более тридцати лет являлся главой казанских химиков. Он приемник отца по кафедре органической химии Казанского университета, по НИХИ им. А.М. Бутлерова. Он организатор и первый директор института органической и физической химии им. А.Е.Арбузова, созданного в 1965 г.
Огромен масштаб научной деятельности Б.А.Арбузова. Химия фосфороорганических соединений, химия терпенов, химия непредельных соединений, стереохимия органических соединений - основные направления его исследований. Б.А.Арбузов был среди тех, кто первым начал применять физические методы исследования для изучения строения и реакционной способности органических соединений. В 1969 г. на международном симпозиуме, посвященном 300-летию открытия фосфора, Б.А.Арбузов как выдающийся фосфороорганик удостоен Большой серебряной медали Парижа.
Весом научный вклад учеников и последователей Б.А.Арбузова. Среди них член-корреспондент Российской Академии наук и почетный академик Академии наук Татарстана, лауреат государственной премии А.Н.Пудовик - один из лидеров в области химии фосфороорганических соединений; член-корреспондент Российской Академии наук и почетный академик Академии наук Татарстана, лауреат государственной премии СССР П.А.Кирпичников - крупный специалист в области высокомолекулярных соединений; академик Российской Академии наук и Академии наук Татарстана, лауреат Государственной премии СССР А.И.Коновалов - исследователь реакционной способности непредельных систем и межмолекулярных взаимодействий; профессор А.Н.Верещагин - известен своими работами по изучению пространственного строения органических соединений и внутримолекулярных взаимодействий.
Большую роль в дальнейшем развитии Казанской химической школы сыграло открытие химического факультета, который датируется 1933 годом. Первоначально факультет имел две кафедры: неорганической (зав. кафедрой проф. Ф.И.Богоявленский) и органической химии (зав. кафедрой проф. В.В.Евлампиев), и только в 1935 году были открыты две другие кафедры: аналитической (зав. кафедрой проф. А.М.Васильев) и физической химии (зав. кафедрой проф. А.Ф.Герасимов).
Кафедра химии полимеров была организована в 1948 году в соответствии с решением партии и правительства об ускоренном развитии производства синтетических материалов. Кафедра организована на основе ранее существующей кафедры синтетического каучука и в дальнейшем технической химии. Заведующим кафедрой полимеров и научным руководителем проблемной лаборатории химии мономеров (при НИХИ им. А.М.Бутлерова) был утвержден член-корреспондент АН СССР А.Н.Пудовик.
В состав факультета до апреля 2003 г. входило пять кафедр неорганической, аналитической, органической, физической химии, химии высокомолекулярных соединений и несколько проблемных лабораторий.
21 апреля 2003 г. в жизни не только университетских химиков, но и всего Казанского университета произошло не просто знаменательное, а поистине историческое событие: на основании решения Ученого совета Казанского государственного университета путем слияния двух формально "независимых" ранее химических подразделений КГУ (химического факультета и НИХИ им. А.М.Бутлерова) создан Химический Институт им. А.М.Бутлерова.
Это принципиально новый тип учебно-научного подразделения вузов, в основе которого лежит органическое единство фундаментальной науки и высшего образования. По сути, это мини-модель или прообраз "исследовательского университета". Идея создания подобных элитных университетов (а такого титула по всем показателям заслуживает и Казанский университет) давно витает в недрах российского научно-образовательного сообщества - в том числе, и в Минобразования РФ. Однако, до сих пор в масштабах страны она так и остается просто идеей. Наш же университет сам сделал практический шаг к ее воплощению в жизнь. Директором Химического Института был избран проф. В.И.Галкин.
Создан и активно работает мощный учебно-научный комплекс, который по своему образовательному потенциалу согласно данным Минобразования является лучшим среди подведомственных ему 43 химических факультетов классических университетов, а по научному потенциалу вполне соизмерим с ведущими научно-исследовательскими институтами Российской Академии наук.
Сейчас в новом Институте 5 кафедр и 7 научно-исследовательских отделов, где трудятся 26 докторов и более 70 кандидатов наук. Среди них академик и 2 члена-корреспондента РАН, академик РАЕН, более 10 Заслуженных деятелей науки РФ и РТ, десятки Соросовских профессоров и доцентов.
Законную гордость Химического Института вызывают достижения студентов и аспирантов. Ежегодно они получают десятки наград, стипендий и грантов на самых престижных Международных, Российских и Татарстанских конкурсах.
Новый статус не остался незамеченным и практически сразу начал давать свои плоды, новый мощный импульс к дальнейшему развитию. Со всей страны с предложениями о сотрудничестве к нам обращаются университеты, НИИ и ведущие предприятия химической отрасли. В октябре 2003 г. по предложению американской стороны подписано соглашение о сотрудничестве с корпорацией InnoCentive.Inc. Следует заметить, что в России подобные соглашения эта ведущая в области химических исследований и технологий американская корпорация подписала только с такими всемирно известными химическими центрами, как РХТУ им. Менделеева и химическими факультетами Московского и Санкт-Петербургского университетов.
Институт готовит специалистов-химиков для работы в научных лабораториях высших учебных заведений, академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, заводских лабораториях, школах, колледжах, гимназиях. Студенты получают фундаментальные знания по математике, физике и информатике, необходимые правовые знания, знакомятся с основами экономики и менеджмента, углубленно изучают иностранные языки. Многие выпускники института работают в организациях и службах Министерства экологии республики, занимающихся организацией экомониторинга.
При институте работает музей, который является хранителем истории создания и развития знаменитой Казанской химической школы. В нем сохранена обстановка XIX и XX веков. Музей посещают ученые как России, так и ближнего и дальнего зарубежья, студенты и школьники.