Известный российский писатель Алексей Олейников в рамках проходящего в эти дни в КФУ II Молодёжного научно-образовательного фестиваля им. Льва Толстого рассказал о том, как «влюбить» школьников в чтение и в уроки литературы.
Алексей Олейников, помимо писательской деятельности, занимается также преподаванием литературы в одной из частных школ города Москвы. Он рассказал, что в 5-8-х классах школы, когда интересы ребёнка или подростка лежат далеко за пределами школы, школа как таковая интересует их только в том смысле, что является местом встреч и общения, игр и развлечений во время переменок.
Вся система образования уже давно смирилась с тем, что именно в этот период склонность к чтению, как и успеваемость вообще, за некоторыми редкими исключениями, падает. В старших же классах, когда самый острый пик переходного возраста уже пройден у большинства школьников, наступает «осознанный и осмысленный» период школьной жизни.
В это время обычно юноши и девушки начинают усиленно узнавать всё то, что они пропустили в подростковом периоде – и чтению начинают уделять особое внимание. Но до этого «светлого» времени 5-классникам ещё далеко, а ведь научить любить их читать - можно.
«Вот уже несколько лет в сфере образования активно идёт продвижение идеи геймификации образования. Что это такое? – Это внесение игровых элементов в процесс обучения. Соответственно преподаватель, учитель меняет ситуацию с ролями «ученик-учитель» на ситуацию «творческий подход к любому заданию», что не всегда предполагает чёткую иерархию и систему вертикального подчинения», – говорит Алексей Олейников.
Обсуждая со студентами Института психологии и образования КФУ способы заинтересовать детей чтением и литературой - в рамках тематики психологии творчества и особенностей восприятия литературы, - Алексей Олейников предложил свои методы решения проблемы «нелюбви» к чтению у учеников 5-8-х классов.
Его рецепт - разбор на уроках литературы коротких и динамичных по содержанию рассказов классиков и современных писателей, использование игровых элементов в построении самого урока, постановка интересных для учеников вопросов, возможность «театрализовать» проходимый материал в виде полноценных спектаклей или создание на основе произведения собственных комиксов... Но в целом, как рассказал писатель, главное – это сделать для ребёнка чтение и литературу «статусным» или же «элитарным» занятием, относящим тебя к представителю определённой социальной группы. Это уже происходит – через различные каналы. Например, можно указать на молодёжные субкультуры, к которым именно в этом возрасте и начинают себя относить современные дети. Во многих из них литература, правда, не всегда классическая, считается важным элементом причастности. Ведь книги можно обсуждать, ими можно делиться и определять таким образом круг друзей со схожим отношением к жизни и окружающим.
Напомним, что именно в этот возрастной период ведущим видом деятельности для ребёнка и подростка является игровая, плавно переходящая в общение. Эти два вида деятельности определяют, соответственно, и интересы ребёнка. Поэтому важно, чтобы материал школьной программы подавался динамично, интересно и провоцировал на самостоятельную активную работу с текстом.
«Я столкнулся с тем, что сейчас не все произведения по школьной программе соответствуют указанным для них возрастным критериям. Многие из классических произведений, которые изучают в школе, не могут ещё полноценно и вдумчиво восприниматься в определённом для них министерством образования возрасте. Насколько школьная программа подходит современным детям – это ещё большой вопрос, над решением которого ломает сейчас голову не один учитель литературы в России. Но в некоторых, пока, к сожалению, только частных, школах работа по изменению ситуации к лучшему уже идёт», – отметил Алексей Олейников.
Однако не только проблемам восприятия литературы посвящён II Молодёжный научно-образовательный фестиваль им. Льва Толстого. Он проходит с 30 ноября по 5 декабря в КФУ и проводится в рамках реализации Программы развития деятельности студенческих объединений КФУ на 2016 г., а также Государственной программы Республики Татарстан «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 – 2020 годы».
Цель фестиваля - распространение идей бывшего студента Казанского университета Льва Николаевича Толстого в мировом сообществе, укрепление нравственных и духовных основ современного общества с опорой на идеи и авторитет великого писателя.
Как рассказал Искандер Ярмакеев, заместитель директора Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ по научной деятельности, куратор молодёжного научно-образовательного фестиваля им. Льва Толстого, основными задачами фестиваля являются привлечение к научной и творческой деятельности школьников, студентов и молодых ученых, обсуждение актуальных проблем творчества Льва Толстого и его значимости в современном мире, а также выработка общедисциплинарных подходов к пониманию личности и творчества Толстого литературоведами, лингвистами, историками, культурологами, сотрудниками музеев и архивов и преподавателями средних школ.
Добавим, что до окончания работы фестиваля в КФУ пройдёт ещё много интересных семинаров и обсуждений. Так, будет работать киносекция, в рамках которой зрителям представят фильмы о жизни и творчестве Льва Толстого, а также книжная секция, где известные российские писатели проведут лекции для студентов самых различных направлений обучения, и много других, самых разных направлений.