23 мая в КФУ начал свою работу III Международный форум по педагогическому образованию.
Первый день форума был посвящён обсуждению вопросов непрерывного педагогического образования в России и за рубежом. Огромное количество учёных из разных регионов России и других государств представили свои научные области в рамках этой тематики и поделились результатами своей научной работы.
Одним из важных вопросов, затронутых в первый день форума, стало обсуждение того, каким именно должен быть современный учитель и учитель будущего. Какими качествами должен обладать учитель XXI века, какие факторы определяют и влияют на их формирование, на что должны опираться и что учитывать учёные системы образования в современном обществе при разработке программ педагогической подготовки современных учителей? Именно на этих вопросах акцентировали внимание слушателей ключевые спикеры.
Как рассказал в своем пленарном докладе президент Европейской Ассоциации Исследований в области Образования, профессор Университета Утрехта (Нидерланды) Тео Вуббелс, одной из важных проблем в работе педагога и при разработке программ подготовки учителя является вопрос взаимодействия теории и практики, и, зачастую, их рассогласованность. И действительно, большая часть того, что будущие педагоги изучают в университете, в дальнейшей педагогической практике либо используется и применяется в незначительной мере, либо не используется вообще. Как отметил Тео Вуббелс, часто опытные педагоги советуют своим молодым коллегам забыть обо всём, чему тех учили в университетах и институтах, и опираться на реальную ситуацию в школе и на условия взаимодействия с учениками.
Очень важным аспектом качества подготовки учителя, озвученным уже другим спикером первого дня работы форума, почётным профессором Университета Оксфорда Йеном Ментером, является учёт внешних факторов. К этим факторам, по мнению профессора, можно отнести социальную, политическую, экономическую ситуацию в стране и в мире в целом, уровень развития науки и культуры и множество других факторов, определяющих уровень развития общества. Термин, который для этого предложил Тео Вуббелс, это «реалистическое педагогическое образования», о котором и шла речь в его выступлении. По его мнению, это универсальный путь объединения теории и практики в педагогическом образовании, их гармоничное взаимодействие.
«Когда мы говорим о реалистическом педагогическом образовании, мы имеем в виду, что в нём уже давно устоявшиеся теоретические тезисы и постулаты педагогики прошлых лет должны сменяться на данные современных исследований в сфере образования и новые педагогические теории, опирающиеся на современный практический опыт и учитывающий все последние тенденции в этой области. Реалистическое педагогическое образование должно быть многофакторным и динамичным в том смысле, что образовательные программы для его реализации должны изменяться в зависимости от трансформаций, происходящих в сфере образования – появления новых образовательных стандартов, внедрения новых технологических решений, методик обучения и преподавания, новых педагогических и психологических концепций многое другое. И всё это с учётом изменения различных сфер жизни общества, смены научных парадигм и т.д.», – подчёркивает профессор Вуббелс.
Важным фактором, способным устранить пропасть между теорией и практикой преподавания, как это ни странно, является, по словам профессора Вуббелса, уверенность учителя в том, что он способен управлять процессом ведения урока, а также его понимание связанных с этим механизмов. Ещё одним аспектом является формирование в будущем учителе в процессе его обучения потребности в непрерывной рефлексии того, что он получает от теоретических и практических занятий, рефлексии своих ощущений, но не только. Речь идёт и о необходимости постоянно задумываться о том, чего хотят его ученики, что они чувствуют, о чём думают, как они реагируют и действуют в ответ на действия учителя. И самое главное, как эти два мира взаимодействуют: с одной стороны учитель, с другой стороны ученики. Этот принцип анализа происходящего в процессе урока, рефлексия деятельности учителя и учеников была использована в формировании концепции реалистического педагогического образования во многих странах Европы. Система развивающего обучения, которая до сих пор представлена в некоторых образовательных учреждениях России, имеет многие сходные черты с представленной профессором Вуббелсом образовательной концепцией на III Международном форуме по педагогическому образованию, проходящему в эти дни в КФУ.
Надо отметить, что реализуемый Казанским университетом федеральный проект по разработке универсальной модели подготовки учителей нового формата, САЕ «Учитель XXI века», разработкой которой занимается Институт психологии и образования КФУ, включает в себя и исследования, посвящённые проблематике, затронутой Тео Вуббелсом. Совместные международные исследования по этому направлению ведутся Институтом психологии и образования уже второй. К слову, все научные направления конференции отражены в тематике исследований по разработке САЕ, и многие спикеры всех трёх международных конференций в рамках работы форума в той или иной степени являются участниками и совместных международных исследований в его рамках. Это говорит об актуальности и глобальности решаемых в рамках САЕ проблем и вопросов для развития и модернизации систем образования разных стран мира. Иными словами, III Международный форум по педагогическому образованию уже сейчас показывает, насколько схожи проблемы педагогики в различных странах мира и насколько важен обмен опытом в решении таких вопросов педагогической науки и практики для нахождения оптимальных решений в этой области.